Отделка салона деревом и кожей наппа, сиденья с массажными функциями и «охлаждающая емкость» в подлокотнике («видимо, для шампанского», отмечают «фронтовики») — вот далеко не полный список излишеств, оплачиваемых из казны. Роскошные тачки активисты «выловили» с помощью сайта «За честные закупки», который действует начиная с сентября.
Лидирует в списке «Мерседес» за 8,5 миллиона для правительства Сахалинской области: натуральная кожа и дерево в отделке салона плюс самая дорогая акустическая система. ОНФ направлял в связи с этим запрос на имя губернатора региона, однако закупка не приостановлена. На втором месте — BMW класса люкс за 5,8 миллиона для Минэкономразвития, с телевизором и четырехзонным климат-контролем. И наконец, замыкает тройку седан за 5 миллионов, предназначенный для службы обеспечения деятельности мировых судей Чечни. В числе тех требований — скорость не менее 250 км/ч (в два раза больше максимально разрешенной на российских дорогах), а также холодильник и панорамная стеклянная крыша. Столь экзотические запросы навели «фронтовиков» на мысль, что «авто будет использоваться не для работы, а для романтических свиданий».
— Идут многочисленные дискуссии об ограничении стоимости автомобилей, мы считаем, что надо меньше дискутировать и больше делать, — сказал «МК» Бречалов. Он пояснил, что речь идет не о нарушениях закона при осуществлении закупок, а о приобретении неоправданно роскошных автомобилей. Чертова дюжина шикарных машин, по его словам, составлена в рамках реализации проекта «Рейтинг расточительности».
Дорогими автомобилями давно и с удовольствием занимается другой антикоррупционный ресурс — «РосПил». Юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь напомнила «МК», что по итогам проанализированного материала еще два года назад был разработан законопроект, запрещающий чиновникам закупать автомобили дороже 1,5 миллиона рублей. Его пытались внести в Госдуму через депутатов оппозиционных фракций («Справедливой России» и КПРФ), он первым набрал 100 тысяч подписей на сайте «Российской общественной инициативы», однако до рассмотрения его депутатами дело так и не дошло.
— ОНФ отстает от нас на 2–3 года, а созданный ими сайт местами повторяет «РосПил», — считает Соболь. — Кроме того, это организация, сильно аффилированная с «Единой Россией», у них есть все возможности влиять на коррупционные рычаги, а примеры публиковать и мы можем.
Похоже, ОНФ перехватил инициативу Навального: недавно «фронтовики» все-таки внесли на рассмотрение ГД законопроект об ограничении закупок автомобилей. Впрочем, потолок трат там в два раза выше, чем предлагал «РосПил», — 3 миллиона рублей.
Александр Бречалов между тем пообещал «МК» продолжение «Рейтинга расточительности». В следующей серии из сладкой жизни российских бюрократов — анализ стоимости новогодних корпоративов.