Согласно предрождественскому ритуалу Белого дома, Обама был щедр на шуточки и новогодние пожелания. Но шуточки напоминали смех сквозь слезы, а пожелания были пропитаны уксусом пессимизма. По всему чувствовалось, что президент с трудом отрабатывает номер — одной ногой здесь, в Вашингтоне, другой — на Гавайях. Как заметила одна из репортеров Белого дома Джекки Кэлмс, «создавалось впечатление, что президент уже дышал отработанным газом вертолета «Марин 1», который вскоре должен был забрать его и его семью с Южной лужайки Белого дома навстречу ежегодному двухнедельному отпуску на Гавайях. Впрочем и сам Обама не скрывал этого. «Я знаю, все вы готовы покинуть этот город и провести некоторое время в кругу ваших семей. Я тоже», — сказал он.
Кончил дело — гуляй смело? Нет, совсем не так. В Вашингтоне Обама оставил кучу не доведенных до конца дел. Год 2013 и в самом деле не был прекрасным среди его пяти президентских лет, заполненных сменявшими друг друга кризисами. И хотя он обещал, что наступающий 2014 год будет, вернее, может быть годом «прорывов для Америки», уверенность в этом в его голосе отсутствовала. Недаром в ходе пресс-конференции он даже не намекнул, о каких прорывах будет идти речь, и как он вообще прорвется сквозь республиканскую «линию Маннергейма». Вся надежда оставалась лишь на целебный климат Гавайев. «Конец года всегда хорошее время для того, чтобы подумать и увидеть, что ты в состоянии сделать лучше в следующем году. Так я намереваюсь подойти к этому. Я уверен, что у меня возникнут даже лучшие идеи после нескольких дней сна и солнца», — говорил Обама.
Президент отметил некоторые позитивные сдвиги в экономике и пообещал развивать их в будущем году. И в самом деле, сдвиги имели место в области занятости, роста производства и сокращении дефицита. Но в ответах президента отсутствовала повестка дня на 2014 год, хотя он несколько раз повторил, что 2014 год должен быть «годом действий».
Мнение комментаторов и аналитиков сходится к тому, что президент «в роли менеджера» не имеет ясной повестки дня, не знает, как протащить свои инициативы сквозь проволочные заграждения Конгресса. А ведь первый год второго срока обычно считается самым плодотворным для президента. Дальше начинается всё возрастающее соскальзывание в период «хромой утки». А ведь уже сейчас позитивный рейтинг Обамы упал до 41%. Правда, рейтинг конгресса еще ниже — 16%. Это после принятия многострадального федерального закона о медицинском страховании. Разрастается скандал о злоупотреблениях Агентства национальной безопасности (АНБ), подслушивающего всех и вся. Как образно выразился сенатор Джефф Сессиона, «как лягушки в подогреваемой воде мы не понимаем, что нас отваривают, и что свободы американцев поджаривают».
Первый вопрос на мини-пресс-конференции Обамы звучал так: «Был ли этот год наихудшим в вашем президентстве?» Обама криво усмехнулся и ответил, что за годы его пребывания в Белом доме репортеры насчитали по крайней мере 15 случаев, когда он находился в предсмертном состоянии. Обама перечислил неудачу с принятием закона об иммигрантах, который сделал бы гражданами США 11 миллионов человек; бюджетные завихрения; медицинское страхование; провал попыток поставить преграду населению с применением огнестрельного оружия. Получилось, что все его амбициозные задумки на 2013 год зашли в тупик. Даже подвижка с делом АНБ ограничилась пока что рекомендациями комиссии как удержать этого спрута всемирной прослушки. Многие ожидали, что Обама воспользуется трибуной пресс-конференции, чтобы озвучить свое согласие с выводами комиссии. Но этого не произошло. Правда, Обама пообещал поразмыслить об этом во время отпуска.
Говоря о патовом положении в отношениях с республиканцами, Обама в который уже раз выразил надежду, что «закупорки» не будет вечной. А ведь в марте нового года грозит новый паралич правительства в связи с проблемой очередного поднятия долговой планки. Говоря, что ему видится «наступление рассвета», Обама звучал весьма неубедительно.
Президент признал свою вину во многих неурядицах своей администрации. Он сказал, что хлещет себя посильнее, чем это делает пресса. «Но, — добавил он, — я обязан просыпаться утром и делать всё для того, чтобы дела шли лучше на следующий день, чтобы мы все двигались вперед. И когда я разглядываю ландшафт наступающего года, я говорю себе: мы готовы делать действительно хорошие дела». Звучит вяло. Прагматизм и осторожность Обамы всегда подстригают крылья его оптимизму.
Президент выглядел явно усталым, когда после окончания пресс-конференции отправился на «заслуженный» отдых. Вашингтон опустел с приближением Рождества и Нового года. Даже Хиллари Клинтон взяла паузу в своей кампании за президентство в 2016 году. Политики выпускают пар, не давай котлу взорваться. Хотя бы в течении предстоящих праздничных двух недель. Короче, всё хорошо, прекрасная маркиза.