Конференция «Женева-2» по урегулированию в Сирии: что ждать от второго раунда?

Эксперт: обстоятельства подтолкнут оппозицию к сближению с официальным Дамаском

В Женеве стартовал второй раунд мирной конференции по урегулированию сирийского кризиса. Первая попытка переговоров, официально начавшихся 22 января, не увенчалась серьезными успехами: план прекращения военных действий так и не был принят. «МК» поговорил с экспертом и выяснил, стоит ли ждать от второго раунда «Женевы-2» каких-то серьезных результатов и можно ли говорить о прогрессе в переговорах между официальным Дамаском и оппозицией Сирии.

Эксперт: обстоятельства подтолкнут оппозицию к сближению с официальным Дамаском
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, спецпосланник ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) по Сирии Лахдар Брахими и генеральный секретарь Организации Объединенных Наций (ООН) Пан Ги Мун (слева направо на первом плане) перед началом пленарного заседания международной конференции по Сирии "Женева-2".

Во Дворце наций ООН открылся второй раунд переговоров между сирийской оппозицией и официальным Дамаском. Правительство представляет министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем, а оппозицию - глава Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС) Ахмед Джарба. Напомним, что первая попытка договориться закончилась примерно неделю назад назад без каких-либо видимых результатов. Единственное – стороны пришли к договоренности о трехдневном перемирии, в течение которого представители ООН должны были доставить гуманитарную помощь в город Хомс, осаждаемый правительственными войсками уже больше года, а также эвакуировать оттуда «гражданских».

Однако соглашение о перемирии было нарушено… Ооновская автоколонна, продвигавшаяся с гуманитарным грузом к городу, была обстреляна неизвестными из минометов. Несколько представителей гуманитарной миссии погибли, многие ранены, сообщает Би-би-си. Как и следовало ожидать, официальный Дамаск обвинил в обстреле вооруженную оппозицию, а та, в свою очередь, считает ответственным за произошедший инцидент войска президента Башара Асада. Тем не менее, представителям ООН удалось эвакуировать из Хомса около 600 мирных жителей – стариков, детей и женщин. При этом, автоколонна ООН еле смогла выехать из осажденного города.

Сможет ли второй раунд конференции «Женева-2» привести к каким-либо заметным результатам? И можно ли считать, что в переговорах есть уже какой-то прогресс? Об этом «МК» решил спросить у старшего научного сотрудника Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Бориса ДОЛГОВА.

«Начинается второй раунд, и, в общем-то, это важный этап в процессе урегулирования сирийского кризиса, но я бы не питал здесь особых иллюзий, - рассказывает «МК» эксперт. - То, что заявляли и заявляют представители оппозиции – Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил – о передаче власти переходному органу и неучастии Башара Асада и его окружения в будущем переходном органе, - это совершенно нереальная постановка вопроса. Если Национальная коалиция будет и дальше настаивать на этом, то не будет никаких продуктивных результатов. Но что касается гуманитарного вопроса - это, действительно, важная проблема, которую необходимо решать. Каких-то иллюзий, что этот раунд приведет к решающему моменту, кардинальному изменению и тем более к прекращению военного противостояния, нет.

- Но, судя по первому раунду, виден ли какой-то прогресс?

- Я бы сказал, что прогресс есть уже в том, что правительственная делегация и представители сирийской оппозиции садятся за стол переговоров, хотя разговаривают они через посредника – Лахдара Брахими (спецпредставитель ООН и Лиги арабских государств по Сирии – «МК»), но, тем не менее, это уже позитивные моменты. Я думаю, что развитие ситуации будет подталкивать оппозицию к все большему сближению и нахождению какого-то консенсуса. Я имею в виду то, что в Сирии сейчас в рядах вооруженной оппозиции произошел раскол. Он начался давно, но сейчас это конкретное вооруженное столкновение между различными группами сирийской вооруженной оппозиции – между исламистскими группировками, такими как «Исламское государство Ирака и Леванта», «Фронт ан-Нусра», с одной стороны, и с другой стороны – «Исламским фронтом», Сирийской свободной армией и рядом других группировок. Между ними идет вооруженная борьба. Была информация, что эти группировки, в частности, «Исламское государство Ирака и Леванта», пытались заслать своих боевиков на территорию Турции с тем, чтобы проводить теракты против НКОРС, а это - уже конкретная опасность для представителей Коалиции. Я думаю, что этот процесс будет углубляться – будут углубляться эти противоречия и военные действия внутри вооруженной оппозиции, и это должно подталкивать НКОРС к большему сближению и нахождению консенсуса и выработке какого-то более приемлемого и более реального плана по выходу из кризиса».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру