Огненные баррикады Майдана

Город «победившей демократии» черен от копоти и опасается погромов

Столицу Украины полностью контролируют отряды самообороны Майдана. Они взяли под охрану Верховную Раду, Кабинет министров, Администрацию президента, здание Нацбанка. Установили блок-посты на выездах из города. По полупустым улицам носятся грузовики с революционерами, которые размахивают флагами и кричат «Слава Украине!». Майдан расходиться не собирается. Киевская интеллигенция сидит на чемоданах и готовится к эвакуации.

Город «победившей демократии» черен от копоти и опасается погромов

 

В вагоне киевской подземки прыщавый юнец читает книгу «Махно» Михаила Веллера. Метро возобновило работу еще вечером в четверг, сейчас закрыты только две центральные станции в районе Майдана. Метро запустил киевский мэр Владимир Макеенко , который перед этим сделал заявление о выходе из партии Регионов. «Когда бледный мэр выходил к телекамерам, его сын сидел в заложниках», - рассказал мне киевский знакомый, ссылаясь на точный инсайд.

В пятницу, сразу же после подписания соглашения между Януковичем и оппозицией, все сотрудники силовых структур – «Беркут», внутренние войска, спецназ «Альфа» - внезапно погрузились ьв автобусы и покинули город. Киев остался без защиты со стороны легитимных сил правопорядка. С улиц исчезли даже гаишники. Хотя иностранные посольства по-прежнему охраняют внутренние войска. У автобуса, который привез очередную смену солдат к посольству рядом с нашей гостиницей, на лобовом стекле наклейка: «Внутренние войска с народом».

Улицы по-прежнему полупусты. Машин мало, но такси работают нормально и возят даже в центр. Бессарабский рынок закрыт, Крещатик вымер, в окрестностях Майдана закрыты все магазины и офисы. Но стоит спуститься по Шелковичной на Бассейную улицу, и там уже начинается нормальная жизнь. Или почти нормальная. Многие жалуются на проблемы с мобильной связью, особенно в центре города, и на то, что в банкоматах невозможно снять деньги. Многие учреждения объявили для своих сотрудников среду, четверг и пятницу выходными днями.

Пиковым в плане бытовых трудностей для киевлян стал четверг, когда после известия о боевых действиях на Майдане люди кинулись закупать продовольствие. В тот день с полок магазинов на какое-то время исчез даже хлеб. У входов в супермаркеты выстроились длинные очереди. Люди запасались продовольствием, сметая с полок все подряд. Но паника вскоре кончилась. Сейчас магазины и кафе работают нормально. Хуже другое. Из «спальных» районов сообщают о попытках мародерства. У кого-то сняли колеса с машины. Где-то разгромили ларек. Непонятные люди без документов останавливают машины, входят с «проверкой» в офисы. «Поскольку нет ни списков «самообороны Майдана», ни легальных документов, сейчас любой бандит может надеть маску, взять биту и входить куда угодно, мотивируя это тем, что он «участник Евромайдана», - говорят знакомые киевляне.

По пустынным улицам бродят группы мирных протестующих в касках, бронежилетах, с битами в руках и арматурой в рюкзачках. На такой «революционный патруль» можно неожиданно наткнуться во дворе жилого дома, в своем подъезде, в темном переулке. Нервы не у всех железные, особенно после просмотра прямой трансляции с Майдана, где «затримали» очередную «титушку».

Вчера Юрий Луценко на Майдане сказал особое «спасибо» за помощь революции Правому сектору и лично Дмитрию Ярошу, а освобожденная Тимошенко призвала Майдан не расходиться. Майдан, судя по всему, расходиться и не собирается.

***

Во дворе Киевской горбольницы № 18 дежурят ребята в касках, с самодельными жестяными щитами. На одном из них полевая форма болотного цвета с нашивкой: « US army ». «Мы здесь охраняем громадский (гражданский – Авт.) порядок . Чтобы лекари могли спокойно делать свою работу».

- Откуда вы, ребята?

- Из Луцка.

В коридоре у кабинета главврача дежурит еще один такой боец, униатский священник и стайка девчонок лет 14-15. Руководит ими парень в богемном шарфе, обмотанном вокруг шеи. Спрашиваю, что они тут делают.

- Мы волонтеры. Гражданская инициатив «Варта в лекарнях» (стража в больницах). – парень говорит со мной по-украински, хотя только что между собой ребята общались по-русски. - Собираем информацию о раненых, добываем медикаменты, связываемся с их родственниками.

В эту больницу было доставлено с Майдана 11 раненых с огнестрельными ранениями и переломами. Но сколько раненых всего, точно сказать никто не может: они распределены по разным больницам, в зависимости от характера травмы.

Первую помощь раненым оказывали в полевых госпиталях. Один из них развернут прямо в холле гостиницы «Украина». Здесь стоят каталки, капельницы, дежурят врачи в голубых накидках. Столы завалены медикаментами. У входа в гостиницу дежурят бойцы самообороны.

Главный врач госпиталя Евгений Олейник не может точно вспомнить, когда он приехал в Киев: «все даты спутались». Помнит только, что в минувший понедельник он был еще на работе, в Тернополе, в больнице №2.

«Во-первых, слава Украине! – так начал разговор пан Олейник. - Я, как народный врач, должен быть с народом на передовой. Потому что интеллигенция – это стержень украинской нации. Украинский народ поднялся, чтобы прекратилось его обворовывание партией Регионов. «Беркуты» расстреляли из огнестрельного оружия народ, который проводил мирную акцию неповиновения. Много было трупов со смертельными огнестрельными ранениями снайперскими пулями в голову, в сонную артерию, в сердце. Людей убивали наповал. Только тут у нас лежали 12 погибших героев».

***

Институтская улица обуглена, кое-где еще тлеет зола. По черной мостовой разбросаны свежие цветы и стоят горящие свечи. Здесь погибло большинство бойцов Майдана. Передвижение людей через баррикады регулирует «самооборона». Толпа движется медленно, сосредоточенно. Все молчат. Вход на станцию метро «Крещатик» завален мусором. От запаха гари невозможно дышать. В большой автобус садятся бойцы в камуфляже, разгрузках, бронежилетах. Их должны отвезти домой – в Тернополь. Если бы я не знала, что это мирные протестующие, я бы приняла их за спецназ.

На углу Банковой на стене большими красными буквами написано: «Смерть».

- Нам сейчас звонят друзья из разных стран и предлагают помощь в эвакуации. - Известный писатель-фантаст и физик Сергей Слюсаренко живет в старинном доме 1913-го года постройки в самом эпицентре противостояния. Во время революции, гуляя с собакой, Сергей фотографировал, что творится вокруг, и выкладывал фото в ЖЖ. Эти фотографии принесли ему неожиданную славу и вызвали ненависть со стороны «свидомых» сограждан.

- Я уверен, что отсюда надо уезжать. Проблема в том, что квартиру невозможно продать. Еще в 2004-м году за нее давали миллион долларов, а сейчас не дают ничего. Покупателей нет.

Бои мирных митингующих с «Беркутом» шли непосредственно у парадного входа дома, который помнит еще Октябрьскую революцию: кафель на лестничной клетке разбит пулеметами, которые тащили юнкера на чердак, чтобы оттуда отстреливаться.

Тревогу писателя сейчас разделяют многие представители коренной киевской интеллигенции, которая выступала против Майдана. В интернете уже опубликован список «вражеских блогеров».

***

Отряды самообороны взяли под охрану и Верховную Раду. Во дворе парламента бойцы греются у костра. Мимо них быстрым шагом проходит какой-то депутат, видимо, коммунист. «Коммуняку на гиляку!» - кричат бойцы. «Слава Украине!» - «Героям слава!». «Слава нации!» - «Смерть врагам!»

Проход на территорию администрации президента закрыт. У ворот дежурит несколько бойцов самообороны с дубинками. «Не знаете, как пройти к МВД?» - спрашивает один из них. «Говорят, разгромили кабинет министра Захарченко, выносят оттуда дорогие коньяки». Понятно, что парень не местный – киевлянин знал бы, где МВД. – «А вы сами откуда?»- «Из Тернополя».

Едем к зданию МВД, но там все спокойно. Кабинет министров тоже охраняют революционеры, на рукавах у них синие повязки со звездами Евросоюза и надписью: «Варта Евромайдана». В Мариинском парке, где до вчерашнего дня стояли палатки Антимайдана, коммунальщики собирают и вывозят мусор. «Антимайданщики» эвакуировались столь же поспешно, как и силовики, побросав вещи и еду.

Двое парней в камуфляже, под которым угадывались бронежилеты, с армейскими касками на груди, стояли у ограды парка.

- Мы из Львова. – рассказали они. – Беспартийные. Можно сказать, из «объединения свидомых громадян».

- Кем работаете?

- Я ковбасу роблю. А вин машины ремонтирует.

- Домой когда собираетесь?

- Вот наведем порядок и поедем. Украина в опасности. Президента немае, никто его не может найти, телефон не берет. Вся Верховная Рада его шукает. У него, наверно, батарейка села.

- А какой порядок вы хотите навести?

- Мы хотим проконтролировать, чтобы Рада не приняла каких-то неправильных решений. Украине нужен порядок. Все должны действовать по закону. Сейчас в городе нет ни одного правоохранителя. Поэтому люди самоорганизовываются, патрулируют улицы. Правоохранители должны защищать людей, а не убивать. Вот вы у меня видите оружие? У меня только броник, я его взял в честном бою. Сейчас нужен человек, который возьмет на себя ответственность за ситуацию.

- Это может быть Кличко, Яценюк или Тягнибок?

- У меня нет к ним особого доверия. Нельзя выходить на Майдан и говорить «Зэка геть», а через 15 минут пожимать ему руку. Я не уважаю этих трех клоунов и быть лидерами нации они не могут.

- Но они претендуют на лидерство.

- Это их личное горе.

- А Дмитрий Ярош?

- Я с ним не знаком, но пока мне нравится, что он делает.

***

Улица Грушевского черна от копоти. В баррикадах сделали проход, и сюда с Майдана ринулись толпы людей. Большинство – в касках и камуфляже, обычных прохожих не видно. У выхода на Европейскую площадь возведены настоящие крепостные стены. Революционная баррикада сложена из брусчатки, баррикада «Беркута» - из бетонных плит. Здесь обугленные дома с сожженными дверями и разбитыми витринами, а мостовая под ногами черная и склизкая.

На одной из бетонных плит, за которыми прятался «Беркут», с тыльной стороны надпись: «Дайте нам стволы! Нас жгут, убивают!»

 


Марина Перевозкина

 

Поезда на Украину идут пустыми

Слухи о том, что в минувшие выходные в столицу приезжали люди с Западной Украины, чтобы научить россиян «делать» революцию, оказались «уткой».

«На Киевском вокзале все тихо и спокойно, поезда из Киева, из Львова приходят без опозданий, — рассказал «МК» дежурный по вокзалу. — Никаких беженцев замечено не было, агрессивно настроенных граждан, жаждущих крови, мы тоже не увидели. Люди, как правило, приезжают сюда по работе или в гости к родственникам — мы специально интересовались. Также мы в течение дня связываемся с сотрудниками вокзала в Киеве — у них тоже пока все спокойно. Поезда отправляются по расписанию. Вокзал никто не захватывал. Единственный нюанс — москвичи начали массово сдавать билеты на Украину. Вот туда поезда идут практически пустыми».

 

Сюжет:

Новая Украина

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26462 от 24 февраля 2014

Заголовок в газете: В Киеве установилась революционная власть

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру