Домашний арест Навального: не сможет вести блог и вызвать сантехника

Как шло заседание в Басманном суде

В субботу в Басманном суде рассматривалось ходатайство следствия об изменении меры пресечения Алексею навальному по делу «Ив Роше». Оппозиционер совместно со своим братом обвиняется в мошенничестве и отмывании денежных средств — по первой статье ему грозит до 10 лет, по второй — до 5 лет лишения свободы. Ранее Навальный находился под подпиской о невыезде. В итоге его поместили под домашний арест до 28 апреля без права доступа к телефону и интернету и правом общения только с близкими родственниками.

Как шло заседание в Басманном суде

Алексей Навальный попал под домашний арест до 28 апреля — ему запретили пользоваться телефоном и Интернетом. Пока в Басманном суде рассматривали ходатайство об этом следователей по делу «Ив Роше», стало известно: «Партию прогресса» Навального зарегистрировал Минюст.

Напомним, по этому делу оппозиционер совместно со своим братом обвиняется в мошенничестве и отмывании денежных средств — по первой статье ему грозит до 10 лет, по второй — до 5 лет лишения свободы. Ранее Навальный находился под подпиской о невыезде.

Утром в толпе у суда были замечены вездесущие Надежда Толоконникова и Мария Алехина, участницы Pussy Riot. Но появление в зале самого Навального оставило прочих в тени: его доставили из спецприемника, где он отбывает 7-суточный административный арест. Задержали Навального на народном сходе в поддержку «узников Болотной». (Основанием стало то, что блогер «при задержании упирался, размахивал руками и выкрикивал политические лозунги».) Выглядел Навальный бодро — однако сложилось впечатление некоторой наигранности его улыбки. Кроссовки оппозиционера, что интересно, были без шнурков.

В суде председательствовал Артур Карпов, ранее отправивший под домашний арест лидера «Левого фронта» Сергея Удальцова. Навального защищали Ольга Михайлова и Вадим Кобзев, уже представлявшие его интересы по делу «Кировлеса».

Следователи попросили суд продлить стадию расследования по «косметическому делу» до 13 июня 2014 года. По словам Нестерова, дополнительное время необходимо для проведения следственных мероприятий с Навальным — тот часто находится в судах, что осложняет работу полицейской группы. Ходатайство Карпов удовлетворил.

По мнению следователей, необходимо ограничить общение Навального со всеми, кроме близких родственников и представителей правоохранительных структур, а также лишить оппозиционера доступа к телефону и Интернету. Карпов дал слово обвиняемому.

«Я считаю требования (следователей. — «МК») надуманными и абсурдными. Они хотят воспрепятствовать моей политической и антикоррупционной деятельности. Я являюсь владельцем своеобразного СМИ — почему они запрещают мне пользоваться Интернетом?» — высказался Навальный.

Вадим Кобзев заявил о готовности внести залог в 500 тысяч рублей и заметил: общение исключительно с родственниками сильно ограничит Навального в бытовой сфере. Оппозиционер не сможет пригласить сантехника, поговорить с соседом по лестничной клетке, позвонить тете или дяде (по закону они не являются «близкими родственниками»). «Более того, — продолжил Кобзев, — к условно осужденному Навальному, проверяя семейную ситуацию, ходит участковый. Так он не сможет с ним общаться». Следователь Нестеров согласился — действительно, с участковым лучше бы общаться.

Адвокаты подали суду список сотрудников Фонда борьбы с коррупцией, заявив: общение с ними — это необходимая трудовая деятельность. Обвинение возразило — в процессе следственных мероприятий двое сотрудников ФБК было допрошены в качестве свидетелей. «Правильно ли Навальному общаться со свидетелями по своему делу? — риторически произнес Нестеров, добавив: — Следствие интересуется всеми сотрудниками ФБК. Роль ФБК в совершении преступлений будет раскрыта позже». В зале пошло перешептывание. Откуда-то с задней скамейки донеслось: «Анонсирует».

В итоге Навальному назначили домашний арест на 2 месяца, до 28 апреля. На этот срок ему запрещено давать комментарии прессе, пользоваться Интернетом, телефоном, а также общаться с кем-либо, кроме: бабушки, дедушки, матери, отца, жены и детей. Посторонние (сотрудники ФБК или сопартийцы) могут приходить к нему домой, однако разговаривать с оппозиционером не дозволяется. Как сообщил «МК» Кобзев, адвокаты политика также будут вынуждены ездить к Навальному в гости: общаться по телефону с юристами оппозиционеру запрещается.

Как позднее сообщила пресс-секретарь Навального Анна Ведута, «Фонд борьбы с коррупцией» продолжит работать в штатном режиме: «Мы продолжим раскрывать коррупционные скандалы и публиковать информацию об этом в блоге Алексея».

МЕЖДУ ТЕМ

Партия Навального наконец официально зарегистрирована Минюстом после целого ряда бесплодных попыток. Об этом сообщил юрист организации Дмитрий Крайнев.

Название новой партии — Партия прогресса, это точная калька названия правой норвежской партии, в которой состоял известный террорист Андерс Брейвик. Первоначально партия называлась «Народный альянс» (аббревиатура «НА» была прозрачной аллюзией на инициалы Навального). Документы на ее регистрацию подавались в Минюст трижды, последний отказ осенью 2013 года был связан с тем, что название «Народный альянс» перехватила одна из фейковых партий, которую создал политтехнолог Андрей Богданов. После этого активисты переименовали партию, причем, что любопытно, съезд для этого был собран в конспиративном порядке: журналисты узнали о нем из Твиттера Навального. Четвертая попытка оказалась удачной.

Чтобы получить право участвовать в региональных выборах, Партия прогресса теперь должна образовать региональные отделения минимум в 42 субъектах Федерации. Однако даже если это сделать быстро, на выборы в Мосгордуму кандидатам «Партии прогресса» придется идти через сбор подписей. На рассмотрении Госдумы как раз находится законопроект, устанавливающий «региональный фильтр» на участие в выборах без сбора подписей для партий, не представленных в Госдуме или хотя бы в заксобраниях регионов. Так что кандидатам Навального придется или собирать подписи избирателей (примерно 3000 на округ) с риском отказа в регистрации, или выдвигаться от другой партии. До сих пор предполагалось, что кандидатов Навального выдвинет РПР-ПАРНАС.

«Случилось чудо! — прокомментировал «МК» новость зам. гендиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. — Думаю, Кремль ведет с Навальным достаточно сложную игру. То сажают, то выпускают, то он на грани домашнего ареста, то отказывают, то партию регистрируют. В данном случае регистрация Партии прогресса может создать для оппозиции проблему: как разойтись с РПР-ПАРНАС? После ухода оттуда Владимира Рыжкова возникло предположение, что туда придет Навальный». Харизматичный оппозиционер мог бы занять место ушедшего третьего сопредседателя и поставить на службу себе ресурс РПР-ПАРНАС, которая имеет право выдвигать кандидатов без сбора подписей благодаря депутатству Бориса Немцова в Ярославской облдуме. Такой сценарий мог быть возможен в случае нерегистрации партии Навального, подчеркивает Макаркин. Однако теперь, когда ПП вошла в легальное поле, оппозиционер не мог бы объяснить соратникам, почему он бросает готовую структуру и уходит в чужую. А это связывает Навальному руки для дальнейших политических маневров.

Смотрите видео: "Навальный отправился под домашний арест"

Навальный отправился под домашний арест

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26467 от 1 марта 2014

Заголовок в газете: Навальный не сможет вести блог и вызвать сантехника

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру