Прыжок выше головы. Россия поставила непредсказуемый геополитический эксперимент

Запад кричит про «бунт на бензоколонке», но Крым теперь российский

«Сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма» — 16 марта 2014 года значение этих известных каждому нашему школьнику строк Грибоедова изменилось самым кардинальным образом. Сцена знаменитого морского сражения ХVIII века — город Очаков — это по-прежнему Украина. Но вот Крым спустя два с лишним столетия после своего покорения войсками императрицы Екатерины II «покорен» Россией вновь.

Запад кричит про «бунт на бензоколонке», но Крым теперь российский

Население крымского полуострова подавляющим большинством голосов проголосовало за присоединение к РФ. И Запад теперь может сколь угодно долго кричать о «юридической и политической ничтожности» результатов референдума. Запад может сколько влезет осыпать РФ упреками и ругательствами. Сенатор Джон Маккейн, например, поставил свой новый личный рекорд словоблудия, заявив, что «Россия — это бензоколонка, которая притворяется страной». Для Москвы это уже ничего не изменит — не должно изменить, во всяком случае.

«Мы в ответе за тех, кого приручили» — к крымской ситуации эти слова Антуана де Сент-Экзюпери, естественно, не применимы. Сент-Экзюпери говорил не о людях. А В Крыму речь идет именно о людях. Россия дала населению Крыма основания надеяться. Согласившись с проведением референдума, официальная Москва послала жителям полуострова совершенно однозначный сигнал: если вы выберете нас, мы выберем вас.

Я не уверен, что проведенный в Крыму референдум следует считать образцом юридической чистоты. Но то, что большая часть населения региона выбрала Россию, не вызывает у меня никаких сомнений. И теперь Россия в ответе за Крым. Мы должны принять это как свершившийся факт и приготовиться к «рандеву» с последствиями своих действий — как с радостными, так и с грустными.

Радостные последствия решения Владимира Путина пойти на лобовое столкновение с Западом из-за Крыма самоочевидны. Россия устранила историческую аномалию и исправила историческую несправедливость: обзывайте меня как хотите, но решение Хрущева 1954 года о передаче Крыма из РСФСР УССР я могу расценивать только так.

Россия столкнулась с проявлением коллективной воли Америки и Западной Европы и не испугалась, не сдала назад. Мое поколение привыкло жить с мыслью, что «начинается земля» вовсе не от Кремля, а от Белого дома, что в городе Вашингтоне, округ Колумбия. Мое поколение привыкло: наша страна постоянно отступает, мы — «держава исторического проигрыша».

И вот теперь второй раз после грузинской войны 2008 года Москва во весь голос сказала Вашингтону: «Спасибо вам, «партнеры», за ваши «добрые советы». Но мы поступим так, как считаем нужным и правильным! Живите с этим!»

На эмоциональном уровне это не просто радует. На эмоциональном уровне это вызывает восторг. Но кроме эмоционального уровня есть и уровень логический. И здесь все совсем не так просто и однозначно, как в сфере эмоций.

Герой культового российского фильма «Особенности национальный охоты» когда-то поднял тост: «Давайте выпьем за то, чтобы у нас все было и нам за это ничего не было!» Так вот, так у нас не получится. России по-любому придется дорого заплатить за свои действия в Крыму. Что остается неясным — конкретный размер «цены», за которой нам придется «не постоять».

Есть две реперные точки — одна со знаком минус, другая со знаком плюс. Реперная точка со знаком минус — включив в свой состав Крым, Россия лишится международно признанных границ. Я не верю, что в обозримом будущем Запад и многие другие страны мира признают законным такое расширение российской территории.

Реперная точка со знаком плюс — если держава является сильной, то жить можно и с границами, которые не полностью признаются «международным сообществом». Америка, например, так никогда и не признала законность решения 1940 года о включении Латвии, Литвы и Эстонии в состав СССР.

Но это не помешало Москве и Вашингтону не просто сохранить отношения, а быть союзниками в борьбе против общего и по-настоящему страшного врага — Гитлера. Конечно, в конце концов республики Прибалтики таки покинули наш «союз нерушимый». Но это произошло не из-за «американского непризнания».

Это произошло потому, что подобного исхода страстно желали сами литовцы, латыши и эстонцы. Отсюда вывод: если Россия останется внутренне сильной страной, а крымчане в ней не разочаруются, то никто Крым у РФ не отберет.

Еще один сходный пример — из опыта региона, который в географическом плане находится не так уж далеко от Крыма. В 1974 году на острове Кипр случился свой «Майдан». В результате государственного переворота был свергнут местный «Янукович» — архиепископ и по совместительству президент Макариос.

В стране начался кровавый хаос. И правительство Турции в целях «защиты жителей Кипра турецкого происхождения» направило на остров войска. С тех самых пор единого Кипра нет. Есть признанная международным сообществом Республика Кипр на юге острова. И есть признанная только Турцией «Турецкая Республика Северного Кипра».

В 1974 году «международное сообщество» тоже метало гром и молнии. Совет безопасности ООН принял негодующую резолюцию. Американский Конгресс грозил туркам санкциями. Британия, как бывшая колониальная хозяйка Кипра, подумывала о военной операции.

Но прошло время, и конфликт на Кипре перешел в ранг «замороженных». А Турция стала вновь восприниматься в качестве «ответственного международного игрока».

Пойдут ли события вокруг Крыма по похожему сценарию? Может, да. А может, нет. Сейчас точно сказать невозможно. Время покажет. В ближайшие часы и дни на Россию обрушится «девятый вал» «международного осуждения». Но будет ли это «осуждение понарошку» — русские, конечно, не правы, но наши фундаментальные интересы не затронуты, и поэтому мы ограничимся громкими словами и символическими жестами? Или это будет «осуждение всерьез» — русские перешли красную черту, и поэтому необходима поступательная политика сдерживания и изоляции Москвы?

Скажу о своих личных ощущениях в нынешний момент. Я до самого последнего момента оставался сторонником сохранения территориальной целостности Украины. Действия российского руководства в отношении Крыма до самого последнего момента не казались мне правильными. Будь я на месте Владимира Путина, я бы по-прежнему поступил по-другому. Но в то же самое время сейчас я считаю эти свои соображения уже неважными и нематериальными. Поезд ушел. Что сделано, то сделано.

Мне кажется, что единственная разумная линия поведения для граждан РФ в этой ситуации — надеяться на лучшее, но готовиться к худшему. Тезис о «многополярном мире» уже давно является любимой словесной игрушкой российских политиков. Но сейчас у нас впервые будет шанс проверить эту теорию на практике.

Россия поставила грандиозный геополитический эксперимент. С помощью «строго научных методов» мы решили выяснить: каковы границы наших возможностей в международных делах? В течение ближайших недель или месяцев мы получим ответ.

Смотрите видео: "Крым после референдума превратился в Рио-де-Жанейро. Толпа ликует"

Крым после референдума превратился в Рио-де-Жанейро

Смотрите видео по теме

Сюжет:

Возвращение Крыма

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26479 от 18 марта 2014

Заголовок в газете: Прыжок выше головы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру