Приравнял к штыку кисть: открылась выставка картин президента Буша

Лучше бы он стал художником

Говорят, что римский император Нерон прежде чем заколоться воскликнул: «Какой актер погибает!» К сожалению, американский президент Джордж Буш-младший, догадался о том, что в нем пропадал художник, уже после того, как он покинул Белый дом. Догадайся он раньше, быть может, не было бы войн в Ираке и Афганистане. Хотя, с другой стороны, Гитлер стал художником раньше, чем был провозглашен фюрером, но это не избавило человечество от Второй мировой войны.

Лучше бы он стал художником

Короче, на днях в Далласе, штат Техас, на территории Кэмпуса Южного методистского университета, где разместился Президентский центр Джорджа В. Буша, открылась выставка его картин. Её можно назвать своеобразными художественными мемуарами президента Буша, поскольку выставка состоит из портретов государственных деятелей, с которыми Буш вел дела в течение восьми лет своего президентства.

Буш взялся за кисть сразу же после того, как выпустил из рук штурвал государственного управления. Сначала это было хобби, необходимое для убийства — на сей раз — свободного времени. Затем постепенно из пены хобби вышел художник «В» («W») — среднее имя Буша. Он поначалу рисовал собак и кошек и автопортреты — наполовину ню. В ванне и под душем. Эти автопортреты появились в интернете после того, как хакерами была вскрыта электронная почта семейства Бушей.

Два года назад профессор — историк Йельского университета Джон Льюис Гэддис посоветовал Бушу прочесть эссе под названием «Живопись как времяпрепровождение», написанное Уинстоном Черчиллем. И Буш оказался уже на серьезном крючке. Сначала он экспериментировал на своем iPad, а затем поступил в ученики к известному далласкому художнику Гейл Норфлиту.

Осенью прошлого года, набив руку, Буш приступил к созданию сери картин государственных деятелей — своих партнеров и противников. «Я посвятил много времени личной дипломатии и перезнакомился со многими лидерами. Я изучил их семейную жизнь, изучил то, что им нравится, и то, что им не нравится. И только после того, как я начинал чувствовать себя комфортно с натурой, я приступал к писанию ее портрета».

Буш не первый американский президент из занимавшихся живописью. Рисовал и президент Улисс Грант, научившийся этому искусству в военной академии Вест-Понита. Он «специализировался» на натюрмортах. Баловался кистью и президент Дуайт Эйзенхауэр. Некоторые его работы выставлены в его библиотеке в Канзасе. Президент Джимми Картер тоже рисовал. В основном, пейзажи. Одна из его картин была даже продана с благотворительного аукциона за 250.000 долларов.

Но Буш единственный президент Соединенных Штатов, имеющий персональную выставку. Её официальное название: «Искусство руководства: Персональная дипломатия президента». Вот что говорит о ней Стефен Хэдли, который, правда, не искусствовед, но служил главным помощником Буша по национальной безопасности: «Интерес картин, экспонирующихся на выставке, заключается не в портретном сходстве. Для этого вполне достаточно фотографий. Суть в том, как он (Буш. — М.С.) написал их. В этом отражается его отношение к своим натурам».

Сейчас Буш, можно сказать, с головой ушел в живопись. Он посвящает ей 4-5 часов в день. Это тем более удивительно, что никогда раньше за ним не замечалась страсть к искусству. Когда-то он ухитрился осмотреть Эрмитаж в Санкт-Петербурге всего за 3- минут! Зато теперь он пропадает в картинных галереях, изучая владение кистью и палитру мастеров.

Надо отдать Бушу должное: «слава» художника ему в голову не ударила. Он любит шутливо повторять: «В моем теле застрял Рембрандт». А тем, кто таких шуток не понимает, он поясняет: «Моя подпись под картиной стоит больше, чем сама картина… Я самоуверенно глуп или глупо самоуверен, что решился на выставку». Профессиональные художники беспощадны в своих оценках работ Буша. «Его картины примитивны и носят любительский характер. Впрочем, он и на посту президента был таким же, — язвит знаменитый нью-йоркский художник Поль Кэн. — Его работы писаны так, словно их автор имеет фотографический взгляд на жизнь».

Художник Роберт Андерсон, который учился вместе с Бушем в эле и дважды рисовал его, настроен более благодушно: «Ему (Бушу. — М.С.) надо пройти долгий путь, чтобы вытащить наружу скрытого в нем Рембрандта. Но у него достаточно страсти и дисциплины, чтобы, наконец, достичь этого», — говорит он с некоторым налетом иронии. В общем, работы Буша привлекли больше внимания, чем работы других президентов. Всех удивляет, что у «президента войны» проявились артистические наклонности. Даже критики его политических взглядов и действий довольно-таки позитивно откликнулись на его выставку.

А теперь пройдемся по самой выставке. Её условно можно разбить на две части — Друзья» и «Враги».

Отдел «Друзья» возглавляет Тони Блэр. Хотя он и был премьером английского лейбористского правительства, он отлично спелся с Бушем. Впрочем, это его и погубило. Он рабски последовал за иракской авантюрой американского «Рембрандта». По словам Буша, «я рисовал Блэра с огромной симпатией к нему. Я хотел показать людям, что он человек с убеждениями». Среди других «друзей» премьер-министр Японии Коидзуми, германский канцлер Меркель, президент Франции Саркози, Далай-лама. О последнем Буш говорит: «Он такой милый человек. И я старался нарисовать его предельно милым».

Среди противников, но не врагов, мы видим афганского президента Карзая, попортившего Бушу много крови. Карзай как бы оглядывается по сторонам — не подкрались ли к нему снова талибы? Здесь же итальянский премьер Берлускони, французский президент Ширак, король Саудовской Аравии Абдулла, президент Пакистана Мушарраф и иракский премьер Малики.

Но центром внимания на выставке, в телевидении и в печатных медиа бескомпромиссно царит портрет российского президента Владимира Путина. Он несомненный гвоздь всей экспозиции. Он ни среди «друзей», ни среди «врагов». Для него даже придумали слово-неологизм «frenemy», то есть «друго-враг». Подобно тому, как Обама столкнулся с Путиным в украинском конфликте, Буш схватился с ним по поводу Грузии. Подчеркивая твердый характер президента России, Буш в интервью со своей дочерью Дженной Буш Хэгер, данном в канун открытия выставки, рассказал о том, как Путин «хвастался», что его собака «больше, быстрее и сильнее», чем собачка Буша «Бэрни» — скотч-терьер. Репортер «Нью-Йорк таймс» Питер Бэйкер замечает, что» у Путина такое выражение лица, словно он готов аннексировать любого посетителя выставки, который опрометчиво подойдет слишком близко к нему».

На мой взгляд, портрет политика В. Путина одна из самых больших удач художника В. Буша. В нем точно схвачены основные черты характера президента России — сильная воля, решительность, проникновенный взгляд. Конечно, это не тот Путин, которому Буш заглянул в глаза на их первой встрече в Словакии и безоговорочно решил, что с ним «можно делать дела». Путин на выставке больше похож на голубоглазого скандинавского викинга, всматривающегося в морскую даль…

Говоря о своем новом увлечении живописью, Буш заметил: «Урок моего путешествия в искусство состоит в том, что человек всегда может начать свою жизнь с чего-то нового, свежего. Я думаю, я буду писать картины пока не свалюсь замертво. И с уходом, с последним мазком в могилу, мои мысли будут заняты тем, каким цветом палитры должен быть этот мазок».

Да, Америке и миру очень не повезло, что Джордж В. Буш стал политиком, а не художником в начале своей карьеры.

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру