Что сначала на Украине: референдум или выборы?

«Надо собрать три миллиона подписей»

Экс-политик Ирина Хакамада поинтересовалась у главы государства на прямой линии, как достичь компромисса с США в украинском вопросе. И предложила согласиться сначала на проведение президентских выборов, а потом — добиваться референдума. Владимир Путин сказал, что «компромисс должен быть найден не между третьими игроками, а между различными политическими силами внутри самой Украины». Российский лидер настаивает — нужны гарантии того, что после проведения выборов референдум состоится. 

Политологи поделились с «МК» своим видением проблемы.

«Надо собрать три миллиона подписей»

Вадим КАРАСЕВ, директор Института глобальных стратегий (Киев):

— До выборов президента референдум провести технически невозможно. Даже одновременно с выборами его провести крайне сложно. По украинскому законодательству для референдума надо собрать 3 миллиона подписей. Подписи, понятно, надо подсчитать, проверить. Определенную планку подписей нужно собрать по регионам Украины. Может ли украинская власть референдум пообещать, но после президентских выборов о нем забыть? Такое возможно. Время может сыграть за противников референдума. После избрания президента украинские элиты могут консолидироваться вокруг него — и вопрос федерализации отойдет на второй план.

Кость БОНДАРЕНКО, руководитель Института украинской политики (Киев):

— Временный президент Украины Александр Турчинов заявил, что рассматривает перспективу проведения референдума 25 мая. Ничего невозможного в таком варианте нет. Важно понимать, что Киев предлагает референдум об унитарности государства. На востоке Украины поднимают вопрос о самоопределении, федерализации и даже отделении. По этим позициям как раз и предстоит дискуссия. Проблема заключается в том, что между Киевом и востоком Украины нет контакта, нет переговорного процесса. Киев не понимает, с кем вести диалог на востоке. Восток Украины, в свою очередь, не признает киевскую власть. В этом основная трудность. Доверия между сторонами нет, а потому и о каких-то гарантиях проведения референдума говорить не приходится.

Владимир ЖАРИХИН, заместитель директора Института стран СНГ (Россия):

— Я удивлялся долгое время, почему у нас была такая официальная позиция: пусть сначала они проведут референдум, а потом выборы, потому что там власть не легитимная, как она будет проводить выборы? А как тогда она будет проводить референдум? Почему мы доверяем им проводить референдум и не доверяем проводить выборы? Ситуация такова, что через выборы и референдум можно восстановить легитимность и какую-то целостность страны. А последовательность не так важна. Но Путин совершенно верно отметил, что важен вопрос гарантий. Мне, например, кажется, что гарантий нынешней киевской власти недостаточно для того, чтобы им поверили и признали результаты выборов. Они давали гарантии 21 февраля Януковичу в присутствии министров иностранных дел европейских держав и представителя России. При этом они тут же нарушили все свои обещания. Учитывая, что две стороны из четырех уже отметились в злостном невыполнении своих гарантий — это Евросоюз и Украина, — хорошо бы, чтобы гарантами проведения этих выборов и референдума были бы Россия и США. Было бы неплохо, если бы в рамках четырехсторонней встречи в Швейцарии была достигнута договоренность по этому вопросу.

Смотрите видео: Прямая линия. "Надеюсь не придется вводить войска на Украину..."

Прямая линия. "Надеюсь не вводить войска на Украину..."

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26506 от 18 апреля 2014

Заголовок в газете: Что сначала: референдум или выборы?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру