Виктор Черномырдин: “Первый мяч у меня появился только в 7-м классе”

Больше не посол

Виктор Черномырдин, восемь лет отвечавший за взаимоотношения России и Украины, отправлен в отставку. С “передовой” он переброшен в глубокий тыл — в аппарат Президента РФ заниматься вопросами экономического сотрудничества со странами СНГ. Кто-то считает, что это “почетная ссылка”, кто-то называет новое назначение “заслуженным теплым местом”. В Украине к уходу Виктора Степановича в большинстве своем относятся с сожалением.

 Несмотря на колкие высказывания Черномырдина и на ряд скандальчиков, в “незалежной” считают, что у Виктора Степановича была с Украиной “душевная связь”. И уход его связывают с тем, что Россия собирается налаживать с Украиной более прагматичные и жесткие отношения. Какие именно, станет ясно, когда прозвучит фамилия нового российского назначенца. Виктор Степанович успел дать “МК” свое последнее интервью в роли посла России в Украине.

Виктор Степанович Черномырдин — фигура знаковая. Уроженец небольшого села Черный Отрог Оренбургской области, этот человек уже успел побывать в шкуре и директора завода, и председателя правительства, и поруководить крупнейшей газовой компанией страны, и длительное время побыть на посту чрезвычайного и полномочного посла РФ в Украине. Виктор Степанович по-прежнему активен как никогда, много ездит по свету. Нам удалось побеседовать, что называется, “без галстуков” во франкфуртском офисе “МК”, куда г-н Черномырдин любезно согласился прибыть с частным визитом.

— Виктор Степанович, хочу сразу предупредить, что разговор у нас с вами будет частным, немного личным и, самое главное, ни слова о политике, она уже всех достала! (При этих словах ЧВС оживился, ему явно не хотелось вдаваться в подробности непростых отношений между двумя государствами. — А.Г.). Наши парни из сборной по хоккею вновь выиграли чемпионат мира, победив в финале канадцев. Вы болели за нашу команду? Каковы вообще ваши взаимоотношения со спортом?  

— Конечно, в душе я болел за сборную России! Жаль, в прямом эфире не смог посмотреть, ведь немцы ни по одному из каналов не показывали, паразиты! Очень рад за наших хоккеистов, соперник ведь им достался будь здоров! Впрочем, у нас с Канадой давнее противостояние…  

Что же касается моих личных взаимоотношений со спортом, то тут ситуация несколько иная: ну какие спортивные амбиции могли быть у провинциальных мальчишек в те годы? Турник во дворе, беготня, изредка гоняли в “чижа”, сейчас молодежь уж и не знает такую игру, наверное… Первый мяч у меня появился, когда я уже в 7-м классе учился. Отец привез мне этот мяч, который был, кстати говоря, волейбольный, но мы гоняли его в футбол с пацанами, естественно. Он рвался, и мы его зашивали, потом он опять рвался, его опять штопали. Так было до бесконечности, пока от того мяча труха не осталась.  

А потом я не на шутку увлекся беговыми лыжами. Даже выиграл приз “Пионерской правды” как-то, хорошо бегал. Но вообще я всегда мечтал играть в теннис, а уже гораздо позже, когда я стал работать в правительстве, от этой мысли решил отказаться.  

— А что же вам могло помешать, тогда ведь теннис был самым модным увлечением политиков. Говорят, сам Шамиль Тарпищев президента Бориса Ельцина учил…  

— Вот именно это и помешало! Я не люблю показуху, а тогда все как один бросились заниматься теннисом. Потом, если помните, дзюдо стало модным, чуть ли не полстраны в кимоно ходили… Так вот я для себя решил, что принципиально не буду в общей серой чиновничьей массе в теннис играть!  

— Зато я знаю вашу страсть к игре на баяне…  

— Да, что есть, то есть. Я ведь в армии служил в авиации механиком. Еще с тех времен губную гармошку полюбил, а баян мне уже потом, спустя много лет, подарили — хороший, немецкий! У немцев вообще данные музыкальные инструменты были очень развиты, не сравнить с нашими полураздолбанными в “красных уголках”. Однако никаким гармонистом или баянистом я стать не мечтал, просто есть у меня такое хобби, и все тут. Тем не менее и сейчас в хорошей компании, да еще если и выпить хорошо, могу сыграть запросто!  

— А еще расскажите о ваших хобби поподробнее, пожалуйста. А то большинство наших сограждан привыкли видеть в вас исключительно политика в строгом дипломатическом костюме. А вы вот сегодня пришли в охотничьей жилетке…  

— Да, жилет удобный, впрочем, и охотой я увлекаюсь. Мое самое первое ружье МЦ-21 до сих пор хранится у меня, хотя в настоящее время я предпочитаю свой любимый Browning 338-го калибра. Итальянский Benelli мне тоже очень нравится. А всего у меня довольно обширная коллекция охотничьего оружия — десятков пять стволов наберется.  

— А какие виды охоты вы предпочитаете?

— В России хожу на кабана или на лося, уток люблю пострелять, на медведя ходил, на сафари в Африку тоже ездил, но там охота другая — трофейная. Я слышал, что ваш главный редактор Павел Гусев серьезный охотник, говорят, у него такие трофеи есть, что закачаешься! Мои же достижения намного скромнее, хотя я тоже кое-чем похвастать могу.  

— А вы в Москве к нам в офис в гости приходите, там по крайней мере часть коллекции увидеть сможете. Кстати, а на вальдшнепа охотились когда-нибудь? Непростая охота — птичка небольшая и очень юркая…  

— Вот! Чего не пробовал, того не пробовал пока. Мечтаю побывать на такой охоте, мне многие знакомые рассказывали да нахваливали. Надеюсь, может, в этом году выберусь как-нибудь на денек-другой…  

— Виктор Степанович, я знаю, мы с вами договорились не говорить о политике, но я не могу не задать вопрос, который наверняка будет интересен многим. Расскажите нам пару слов о Викторе Ющенко, президенте Украины, ведь вы с ним лично знакомы. Что он за человек?

— Я действительно хорошо знаю Виктора Андреевича, и мне кажется, что сейчас в глазах русских он слегка демонизирован. Считаю, что это не совсем правильно, ибо г-н Ющенко — натура романтическая, он очень любит лепить, рисовать, собирать что-то, как-то творчески проявлять себя… А перед народом его выставляют исключительно политической фигурой, причем не в самом лучшем свете. Понятно, откуда здесь ноги растут, но я не стал бы мыслить слишком однобоко об этом человеке. Вся наша страна и так весь ХХ век была под экспериментом, достаточно вспомнить хотя бы три слова “Маркс—Энгельс—коммунизм”. Сейчас пришел, видимо, черед экспериментов на более высоком международном уровне. Впрочем, мы же договорились: о политике ни слова!  

— Не спрашивайте, откуда я узнал, но мне тут, как говорится, сорока на хвосте принесла, что вы крайне неравнодушны к ретроавтомобилям, или олдтаймерам. Лично я тоже являюсь страстным поклонником техники. Расскажите поподробнее о вашей коллекции, и вообще, Черномырдин и автомобиль — что это? Как вы можете охарактеризовать самого себя за рулем, любите ли вы водить машину в принципе?

— Мою персону и автомобили связывает очень плотная и многолетняя дружба, даже, я бы сказал, любовь. Мой отец был профессиональным водителем, так что я даже уже и не помню, в каком возрасте научился водить машину, так давно это было. Отец, когда приезжал с работы, давал мне заехать в ворота, чем я очень гордился. Вообще, когда сажусь за руль, то я, что называется, отдыхаю: очень люблю машину водить, это для меня своего рода отдушина.  

И действительно, с годами у меня собралась небольшая коллекция ретроавтомобилей. Начало положила знаменитая “полуторка” (“ГАЗ-АА”. — А.Г.), потом появился “ЗИС-5”, “Москвич-401”, конечно же, есть “Победа” и 21-я “Волга”, “Чайка” ГАЗ-13 есть… (Виктор Степанович старательно загибает пальцы на руке.) Кстати, с “ЗИСом” связана одна весьма интересная история: однажды пришел к нам ветеран ВОВ, в орденах и медалях весь, и говорит: вот, мол, мы когда-то на заводе “ЗИС” спрятали и завалили мусором, от греха подальше, а сейчас откопали. Восстановили бы, а то жалко — такая машина хорошая! Я не раздумывая согласился.  

— А из импортных авто имеется что-то интересное?  

— Очень интересный экземпляр джипа Willys, ранее принадлежавшего маршалу Баграмяну, есть очень ценный и редкий Mercedes 540K, 1937 года выпуска — мечта любого коллекционера. Ах да, чуть не забыл: у меня есть еще редчайший красный Rolls-Royce 1933 года с откидным верхом, раньше он принадлежал грузинскому князю, к сожалению, запамятовал его фамилию… Представляешь, машина 33-го года выпуска, а в ней уже тогда были аж 3 (!) системы от угона! Еще сейчас, в данный момент, Horch находится на восстановлении…  

— И кто же следит за всеми этими сокровищами?

— Слава богу, оба моих сына тоже увлекаются автомобилями, так что без присмотра коллекция не остается. И вообще, я считаю, что старинные автомобили имеют не только свою историю, но и свою душу тоже, так что я с пониманием отношусь к энтузиастам и коллекционерам подобной техники. Считаю, что следующее поколение должно знать, на чем передвигалось предыдущее, и не просто знать, а иметь возможность пощупать, потрогать и даже прокатиться!  

— А из современных автомобилей какие предпочитаете?  

— Хорошие! Люблю немцев, вот Mercedes мне очень нравится. Сейчас у меня S500, и я частенько сам люблю прокатиться за рулем.
Франкфурт—Москва.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру