Победа в темпе марша. АУДИО

Главный военный дирижер Валерий Халилов раскрыл “МК” секреты “парадного” концерта

Главный военный дирижер Валерий Халилов раскрыл “МК” секреты “парадного” концерта

.Сводный оркестр — поистине белая кость военной духовой музыки — готовится 9 мая ринуться в бой со звуками под руководством легендарного дирижера, генерал-майора Валерия Халилова. 35 маршей в его “исполнении” прозвучат на Параде, он в ответе за темп; нынче же — только и виден взмах его белых перчаток над головами музыкантов из разных стран мира. Во время “перекура” — несколько слов для “МК”.

— Валерий Михайлович, а вот ваши белые перчатки — это, извините, форс или практическая необходимость?  


— Разумеется, мои руки должны быть отлично видны всему “фронту”, ведь протяженность строя — порядка 150 метров. А репетируем, сами знаете, и в ночных условиях, так что необходимость перчаток очевидна. Стоят по всей длине мои помощники с тамбурштоками (трость с золотым набалдашником и кистями. — Я.С.), держа их на уровне пояса, и смотрят за моими движениями, чтобы затем передать тактирование (уточнение ритма) задним рядам музыкантов…  

Что до самих перчаток — у меня их несколько пар: и кожаные, и теплые, и матерчатые. На разные случаи жизни. А как же? То на Ходынском поле репетируем (там надеваю что попроще, “бытовые”), то идем парадом по Красной площади (для этого припасены самые торжественные — почти шелковые). Все, кстати, шьются исключительно отечественным производителем.  

— Где-то вы говорили, что положенный темп на параде — 120 шагов в минуту…  

— 120 — это по уставу. Однако темп может несколько варьироваться в зависимости от мероприятия. В данном случае на параде мы идем в разбросе от 116 до 118 шагов в минуту, это как раз соответствует естественному равномерному движению больших масс, потому что 120 — все-таки быстровато.  

— Британцы вместе с вами пойдут, так слышал про какие-то проблемы: мол, у них “шаг другой”…  

— Проблем никаких нет, им вполне комфортно ходить в нашем темпе, тем более что “на местах” были проведены репетиции (ведь заведомо приезжали сюда дирижеры стран антигитлеровской коалиции — участниц парада, я всем им дал записи маршей, которые здесь будем вместе исполнять).  

“Шаг другой” — тут вот что, вероятно, имеется в виду: у нас подъем ноги от площади (носка от поверхности) где-то 20—25 сантиметров, британцы же идут как бы не отрывая ногу от пола, на меньшую высоту поднимают, носок оттянут, длина шага получается иная, им надо под нас подстраиваться.  

— А руками так же машут, как в старых хрониках показано?  

— Ну да, движение вдоль бедра, как маятник, но это и интересно — в этом разнообразие культур! К нам приехали нынче американцы, французы, англичане… и в слитом варианте (Сводный оркестр плюс Оркестр стран антигитлеровской коалиции) число музыкантов приблизится к 1400 человек: вместе мы исполним “Славься” Глинки, “День победы”, финал 9-й симфонии Бетховена, марш “Прощание славянки”.  

— А у кого военные музыканты самые крутые?  

— Вопрос некорректный, все участники парада — сильные музыканты. Одно лишь могу заметить, что наша военная музыка пользуется большой популярностью во всем мире за особый мелодизм и традиционность…  

— А если на параде, не дай бог, кто сфальшивит — его услышат?  

— Ну что значит сфальшивит? Есть акустический закон, что если играет большое число музыкантов (основа у нас — 1200), то получается эдакий усредненный уровень звука, единого звука, впечатление слаженности. Тем более Красная площадь, ее сплошной камень создают эффектный резонанс — оркестр звучит очень ярко, четко, естественно, без всяких подзвучек. Есть одно маленькое “но” — это эхо, но мы уж к нему привыкли, на качество игры оно не влияет…  

Так что “Внимание, говорит Москва! Парад строй-ся!”

Торжественный марш

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру