Мы тут же связались с идеологом арт-группы «Война» Алексеем Плуцером-Сарно (находящимся ныне за пределами любимой родины) с тем, чтобы он прокомментировал нынешнее возвращение.
– Вы принципиально отказываетесь от любой премии?
– Мы не против премии и не за. Бесконечно благодарны всем экспертам совета «Инновации», которые нас выдвинули и единогласно голосовали, это самая большая награда, которая возможна. А ведь в совет входят лучшие знатоки совриска такие, как Александр Боровский, Арсений Сергеев, Ольга Свиблова, Иосиф Бакштейн, Сергей Ковалевский, Андрей Ковалев, Елена Селина, Николай Молок. Поясной поклон им всем. А жуткие госденьги мы переведем политзаключенным, мы к ним не прикоснемся, мы отмоем их, превратив в дачки с продуктами для зэков.
– Но что вдруг произошло, почему вас неожиданно вернули в премию?
– Сначала гендиректор ГЦСИ Миндлин испугался Минкульта и снял нас с премии, хотя не имеет права этого делать. Тогда мы объявили ему информационную «войну», провели боевые действия. На нашу сторону встали все члены совета и жюри премии. Ерофеев и Деготь заявили, что выйдут из состава жюри, если нас не восстановят. Номинанты, в том числе Юрий Аввакумов, тоже заявили о выходе из премии.
– А как повел себя Минкульт?
– Почувствовав нашу силу, министр Авдеев сделал умный ход, открестился от глупостей Миндлина, заявив официально, что признает группу «Война» в качестве молодых талантливых художников и не будет вмешиваться в дела премии. И, наконец, вчера всё жюри премии в полном составе отказалось считаться с мнением Миндлина. Они заявили, «что будут выбирать победителей из шорт-листа номинантов, определенного голосованием Экспертного совета конкурса» и что позицию гендиректора Миндлина они «рассматривают как частное мнение, не имеющее юридической силы». Это значит, что мы выиграли информационную войну у ГЦСИ и Минкульта. Миндлину остается только сдаться на милость победителя. Мы, группа «Война», даруем ему жизнь. Враг не пройдет! Победа будет за нами!
– А как вообще относитесь к существованию Минкульта? Нужен ли он?
– Теоретически нужен, если бы занимался помощью деятелям искусств, был бы чем-то вроде модератора культурных процессов. Но в нынешнем виде – это чисто бюрократическая жуть, от которой один только вред.