Дефицит бензина может вернуться

Кризис затаился до осени

Бензиновый кризис удалось остановить, уверяют в правительстве, козлами отпущения объявлены нефтяники, которые теперь подвергнутся штрафам и прочим репрессиям. На самом ли деле торговцы черным золотом — главные “виновники торжества” и удастся ли правительству реально взять под контроль ситуацию, разбирался “МК”.

Кризис затаился до осени
Рисунок Алексея Меринова

Сначала по ценам на бензин ударили ростом акцизов (с января они были взвинчены на 65—110% в зависимости от вида топлива). Цены разогрел и резкий вывод топлива классом ниже Евро-3 из оборота. В феврале последовал “окрик” премьера: “Стоять!” — цены сначала снизились, а затем стабилизировались. Но мировые рынки в ежовые рукавицы не возьмешь, да и акцизы остались на прежнем уровне... Нефтяники взяли под козырек, а втихую погнали продукцию за рубеж, где тот же товар стоит в 1,5—2 раза дороже.

— Почему нефтяники не объяснили Путину, что администрирование цен приведет к непременному дефициту? — удивляется главный эксперт “Алгоритм. Топливный интегратор” Виктор Костюков. — И не предупредили, что развернут бензиновые потоки на экспорт, а внутренний рынок засохнет?

Ценовая политика нефтяных компаний основана на паритете внутренних и экспортных цен, а давление сверху нарушило этот баланс, объясняет Костюков. Так что даже сговариваться было не нужно: разворот бензиновых потоков за рубеж — всего лишь нормальная реакция бизнесменов. Эксперт приводит аналогию с торговлей помидорами: “Приходит начальник рынка и говорит: “Всем снизить цены до 5 рублей!” Что сделают продавцы? Просто уйдут торговать куда-то еще”.

Правительство уже экстренно повысило экспортные пошлины на бензин на 44%, практически остановив его вывоз. Беда лишь в том, что экспорт — лишь 8% от внутреннего производства бензина. Вслед за резким повышением экспортных пошлин на бензин правительство объявило еще об одной мере: запрете для нефтяников продавать горючее на бирже аффилированным компаниям. Ведь сейчас крупные компании хитрят, фактически совершая сделки сами с собой — точнее, с собственными сбытовыми компаниями. Как бороться с правительственной мерой, нефтяники уже придумали: достаточно просто учредить новые фирмы, зависимость которых от крупных компаний доказать будет невозможно.

“Сейчас между правительством и нефтяниками идет торг, они уже выпросили возможность 5%-ного роста цен на бензин, — говорит редактор отдела рынков “Oil&Gas Journal Russia” Илья Альков. — Разрешение кризиса будет зависеть от того, позволят ли нефтяникам поднимать цены на нефтепродукты и далее. Ведь сложившийся дисбаланс может спровоцировать новые дефициты”. По его мнению, сложнее всего сейчас независимым заправкам, многие из которых могут быть “съедены” крупными компаниями или уйти с рынка.

“Бензиновые кризисы” повторятся, считает Виктор Костюков, скорее всего в октябре (в связи с уборочной кампанией) и в апреле. “Нынешняя работа над ошибками не снимает главного вопроса: так и будем корежить рынок, а потом героически исправлять его? — озадачен эксперт. — Нужно другое — методология формирования внутренних цен в виде закона. То есть формула цены, учитывающая резкие перепады мировых нефтяных цен. Таких методических разработок сегодня нет, и никто над ними не работает. А это означает, что топливные кризисы могут вернуться в Россию с более грозной силой”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру