Президенту доложат о расчленении полиции

Алексей Кудрин понесет Владимиру Путину проект реформы силовиков

Ликвидировать МВД и перераспределить его функции - с таким радикальным проектом реформы полиции выступил в понедельник Комитет гражданских инициатив (КГИ), возглавляемый экс-министром финансов Алексеем Кудриным. Презентация идеи была явно приурочена ко Дню милиции, который "органы" отмечали накануне, 10 ноября. На круглом столе многие эксперты проект раскритиковали, однако ведущий Игорь Юргенс пообещал, что материалы пойдут "куда надо". Возможно - самому президенту Путину...

Алексей Кудрин понесет Владимиру Путину проект реформы силовиков
Алексей Кудрин

В самой идее реформировать МВД через два с половиной года после реформы Дмитрия Медведева можно услышать вызов нынешнему премьеру. Или даже элемент скрытой полемики: ведь в свое время именно Медведев добился ухода Кудрина из кабмина. Теперь же опальный министр фактически замахивается на премьерскую вотчину. Правда, сам Алексей Леонидович на презентацию проекта реформы не пришел - говорят, приболел.

Концепция реформы занимает внушительную тетрадь в 60 "альбомных" страниц, вместе с КГИ разработчиком был Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Питере. В преамбуле отечественная правоохранительная система объявляется "проблемным элементом российской государственности". Рецепт напоминает бессмертное "резать к чёртовой матери, не дожидаясь перитонита": МВД как федеральное ведомство - упразднить, ОБЭП - ликвидировать, ФСКН - изменить статус. На базе всех этих структур, а также Следственного комитета, предлагается организовать полицию трех уровней: муниципальную, региональную и федеральную.

Муниципалы занимаются охраной общественного порядка, проблемой домашнего насилия, профилактикой и прочей работой с населением. "Не ловят убийц, а завоевывают доверие населения, чтобы им рассказывали об угрозах, чтобы благодаря этому предупреждать убийства", - пояснил президент фонда "ИНДЕМ" Георгий Сатаров. Нетяжкие и средней тяжести уголовные преступления, а также регулирование дорожного движения в пределах субъекта Федерации - это уже к регионалам. А федералы посвящают себя борьбе с тяжкой и особо тяжкой уголовщиной, межрегиональной, международной и другой организованной преступностью. Для этого "создаются подразделения федеральной полиции на региональном и местном уровнях", отмечается в концепции. Как избежать в этом случае конфликтов муниципалов и регионалов с "локальными" федералами того же уровня - непонятно.

Большие надежды возлагаются на сокращение численности полицейских. Сегодня в России 547 стражей порядка на 100 тыс. населения. Больше только в Белоруссии - 813, а в Западной Европе и США - от 155 до 370. Перегнать Америку концепция нам не предлагает, целевой показатель - 450 полисменов на сто тысяч человек, то есть уровень самых плохоньких европейских стран. Затраты на финансирование должны составить по 40 тыс. долларов в год на каждого стража закона - это не только зарплата, но и оплата помещений, служебного транспорта. Сейчас этот показатель вдвое меньше.

Для сокращения рядов КГИ предлагает пощипать "органы" за непрофильные функции. Часть функций Роснаркоконтроля предлагается передать полиции, а вот за наркосодержащими лекарствами в аптеках и больницах пусть следит Роспотребнадзор. Внутренние войска - отдать Минобороны. А заодно реформировать и прокуратуру, чтобы гособвинители боялись не "проиграть" дело, а принести в суд незаконно добытые доказательства. ОБЭП сокращается, дабы не "кошмарил" бизнес, его функции передаются общекриминальной федеральной полиции и вновь создаваемому органу по расследованию должностных преступлений. Словом, перепахать все и вся. Чем не "чистка" силовиков? По оценке научного руководителя ИПП Вадима Волкова, на ее проведение потребуется 2,5-3 года.

На круглом столе КГИ собрались в основном критически настроенные эксперты, но и из них далеко не все одобрили проект. "Вы говорите, муниципальная полиция будет выполнять заказы местных сообществ? - эмоционально говорил генерал-майор милиции в отставке Владимир Овчинский. - Да! Но - местных преступных сообществ. Это будет мафиозная полиция". Георгий Сатаров заявил, что "мыслить реализацию такой реформы здесь и сейчас нереально" — нужна "более или менее пристойная работа действующей Конституции". Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов едко назвал концепцию "проектом "Мерседеса" для перевозки молока в райцентр при том, что его сейчас возят на газике 73-го года выпуска": мол, хорошо, но неоправданно дорого и сложно, лучше бы побыстрее и поближе к реалиям. А экс-депутат Госдумы Виктор Плескачевский отрезал: муниципальная милиция невозможна без финансовой независимости местных властей, а это значит - надо брать налог на недвижимость и оставлять его в муниципалитетах. Но налог такой невозможен (народ если и не взбунтуется, то все равно денег не выплатит) - поэтому никаких радикальных реформ.

Критики было так много и она была такой содержательной, что казалось - эксперты поговорят и положат проект на полку. Но нет, под конец Юргенс заявил, что у Алексея Кудрина прошли-де "сущностные консультации с высшим руководством правоохранительных органов, да и, по-моему, с президентом", так что "это все пойдет куда надо". Для нашей византийской системы - обычное заявление. Вот только не верится, что демократическая реформа может начаться с кулуарных договоренностей.


Наталья Рожкова

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Антон ЦВЕТКОВ, председатель президиума Общероссийской общественной организации «Офицеры России»:

— К моему сожалению, неизвестно, кто из экспертов правоохранительной сферы участвовал в работе над этим проектом. Я считаю, что хватит уже заниматься реформами — надо заниматься работой. Во главе МВД стоит отличный профессионал со своим ясным видением, как надо решать существующие проблемы. Его поддерживает профессиональное и экспертное сообщество. Сейчас необходимо помочь ему реализовать его видение, а не сотрясать ведомство очередным туром реформ.

Кроме того, надо помнить, что любая реформа — это всегда кадровые потери. В МВД и так уже немного профессионалов осталось, а таким образом мы рискуем потерять еще больше. Единственное, с чем соглашусь, что если численность личного состава органов правопорядка останется на сегодняшнем уровне, то имеет смысл создавать муниципальную милицию для лучшего обеспечения общественной безопасности.

Александр ХИНШТЕЙН, зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции:

— Предложенная реформа на практике нереализуема. Можно обсуждать отдельные ее моменты, разумны они или неразумны, но все вместе выглядит фантастикой. Авторы предлагают разрушить существующую правоохранительную систему, смешать все функции различных органов в одном флаконе, а потом получившийся коктейль разлить по трем «емкостям»-уровням: муниципальному, региональному и федеральному. Объединять хотят и следствие, и оперативную работу, и наркоконтроль, лишить прокуратуру надзорных функций. Кроме того, авторы хотят еще и сократить численность полиции. Там приводятся цифры: нынешние 457 полицейских на 100 000 населения они хотят довести до 300–350. То есть это сокращение на четверть, при том, что совсем недавно на те же 25% состав уже сокращался. Еще одного сокращения МВД просто не переживет. Попытка провести такую реформу приведет к коллапсу системы охраны правопорядка и последующему стремительному росту преступности.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26382 от 12 ноября 2013

Заголовок в газете: Кудрин бросил вызов полиции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру