Урок японского

Трясет не только землю, но и экономику

Страшное землетрясение — беда не одной Японии. Причем в самых разных ипостасях. Смерть десятков тысяч людей невосполнима. Под угрозой разрушения атомные объекты, и это уже глобальный риск, который наверняка был бы на порядок выше, если бы не японская технологическая скрупулезность и привычка к жизни на вулкане.

Трясет не только землю, но и экономику

В этих условиях ограничиваться неуместно бодрыми сводками о том, что цунами на Курилах произведет гораздо меньшие разрушения, или о том, что облако радиации территории России не грозит, по меньшей мере цинично. Прежде всего надо помочь, воспользовавшись близостью японских островов, сделать свои соболезнования действенными.

Тем более что остаться в стороне от этой стихийной катастрофы все равно не удастся. Об этом позаботится мировая экономика.

А она преподносит свой урок, который стоит выучить наизусть. Только-только мировая экономика начала оживать после мирового кризиса. И тут же, с одной стороны, стихия, а с другой — арабские революции могут повлиять на этот процесс. Причем так, что это напрямую затрагивает главный нерв уже российской экономики.

Речь идет о ценах на нефть. Происходящее на Ближнем Востоке подбрасывает их вверх. Москва готовится стричь незаработанные нефтяные купоны, не слишком задумываясь о том, что рост цен на нефть, повышая издержки производства, размывает производственную базу оживления мировой экономики. Если рост цен будет продолжаться, то приведет к возвращению кризиса, который, в свою очередь, обрушит цены на нефть вместе с российскими планами и амбициями.

Репетиция разворачивается перед нашими глазами прямо сейчас. Япония и до землетрясения не являлась ведущим локомотивом мировой экономики. Теперь, по признанию премьер-министра Наото Кана, она переживает “самый тяжелый кризис за последние 65 лет после войны”. При этом японская экономика — третья в мире после американской и китайской. Соответственно, ее тяжелое положение сразу отразилось на мировых рынках, и в первую очередь — на рынке нефти. Независимо от событий на Ближнем Востоке нефть дешевеет, перевешивают опасения, что землетрясения и цунами в Японии замедлят мировой экономический рост. Апрельские фьючерсы на нефть WTI на Нью-йоркской бирже упали ниже отметки в $100, на торгах в Лондоне контракты на нефть Brent вплотную приблизились к показателю в $110.

Урок в том, что мировая экономика остается неустойчивой, проводы кризиса могут оказаться преждевременными. И самое главное — уязвимость России от колебаний мировой экономики крайне высока, потому что она, несмотря на все призывы с высоких трибун, дальше которых дело не идет, только усиливает свою нефтезависимость. Это доказал кризис 2008—2009 годов, то же самое подтвердит новый кризис, вернет ли его японская трагедия или очередная революция нефтяных цен. Вопрос лишь в сроках.


Николай Вардуль

Наши эксперты

“МК” спросил у основных докладчиков Нефтяного конгресса, который вчера открылся в Москве, как события в Японии отразятся на энергетике. Мнения разделились.

Алексей Конторович, академик РАН, научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А.Трофимука:

— Японское правительство еще не сообщило, как отреагирует на создавшийся энергетический кризис. Если процесс восстановления АЭС затянется, газовый рынок России имеет возможность воспользоваться ситуацией и организовать поставки. Те 150 тыс. тонн сжиженного газа, которые готова в ближайшее время поставить Россия, станут первой ласточкой. У нас есть завод сжиженного газа на Сахалине (9,6 млн. тонн), такие же строятся на Ямале, на Черном море. События в Японии станут стимулом для ускорения строительства газовой инфраструктуры — в частности газопровода из Якутии.

Виталий Бушуев, гендиректор Института энергетической стратегии:

— Наша заявленная готовность поставить в Японию до 150 тысяч тонн сжиженного газа — это политическое заявление. Это капля в море, которая Японию не спасет. Скорее они отправятся за газом на Ближний Восток. К тому же Японии атомную энергетику заменить просто нечем — здесь не будут делать ставку на развитие газовой инфраструктуры, как в Европе, это потребует полной перестройки энергокомплекса и обойдется недешево. Япония откажется от АЭС только в случае серьезного ЧП, а это крайне маловероятно.

Произошедшая катастрофа, конечно, повлияет на мировой рынок энергоносителей. Япония может стать тем спусковым крючком, который спровоцирует новое падение мировой экономики и снижение цен на нефть. Воздействие она окажет через Китай, для которого японский рынок крайне важен. Японцам может стать нечем платить за китайские товары, соответственно, Китай снизит производство — и по цепочке дойдет до цен на нефть. Ливийский бум, спровоцировавший всплеск на нефть, уже сейчас отыгрывается “японским” снижением.


Татьяна Замахина

Сюжет:

Катастрофа в Японии

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру