“Нам хотя бы еще несколько человек!”

Как живет самое большое российское генконсульство в мире?

Если бы среди диппредставительств проводили конкурс, генконсульство РФ в Бонне вполне могло бы претендовать на звание самого большого российского консульства. Шутка ли сказать — это целый городок с административными зданиями, жилыми помещениями, школой, медпунктом, вместительным гаражом, спортплощадками, бассейном.

Как живет самое большое российское генконсульство в мире?
фото: Андрей Яшлавский

“Дабы могли находить защиту и вспоможение”

Первый официальный российский представитель появился в Бонне давным-давно, в 1775 году. Им стал “императорский комиссар” Иоганн (Иван) Фациус. А еще через пять лет для агента Фациуса был изготовлен патент за подписью императрицы Екатерины II. Служебные обязанности агента были разъяснены четко и ясно: “Дабы подданные наши, которые туда прибудут для отправления купечества своего и других нужд, могли находить защиту и вспоможение”. По сути дела так вкратце можно сформулировать обязанности консула.

Воды с тех пор утекло немало. А в середине ХХ века Бонн стал столицей новообразованной Федеративной Республики Германии. И именно здесь после того, как СССР и Западная Германия установили дипломатические отношения, появилось советское посольство. А потом, когда германские Восток и Запад объединились, столица переехала в Берлин, туда же перебрались и посольства.

Россия же унаследовала в Бонне посольский комплекс, превратив его в генеральное консульство. Раньше в его ведение входило пять федеральных земель, а после создания генконсульства во Франкфурте-на-Майне их осталось “только” три: Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц и Саар. Впрочем, на загруженности дипломатов в меньшую сторону это не слишком сказалось. Чего удивляться: в Германии живет, по некоторым данным, порядка 4 миллионов наших соотечественников — и бывших, и настоящих.

— У нас на территории консульства есть историческое здание — резиденция первого президента ФРГ Теодора Хойса, где он в свое время принимал верительные грамоты у иностранных дипломатов, — рассказывает российский генконсул Евгений ШМАГИН. История дипломатии — это, похоже, любимый конек Евгения Алексеевича. Во многом его стараниями на территории генконсульства создается уникальный в своем роде дипломатический музей.

На территории консульства все здороваются друг с другом. Спешит ли дипломат на службу, мчатся на велосипеде тинейджеры или дама выгуливает собачку. И это очень приятно и как-то патриархально.

Той же патриархальностью повеяло на кухне генконсульства, где несколько женщин готовили изысканные блюда для большого приема. Это были в основном жены дипработников во главе с супругой генконсула. Смеем заверить, угощение получилось профессиональным и просто великолепным!

“Захочет ли молодежь ассоциировать себя с Россией? “

— А почему у вас только одно окошко работает? — взрывается недовольный посетитель, притомившийся стоять в длинной очереди.

— А у нас окошки не работают… У нас люди работают, — противным-препротивным голоском лениво тянет девушка из окошка.

Сатирическая сценка, разыгранная сборной КВН Германии, изображала, как ведется прием посетителей в российском консульстве. Самое пикантное, что разыграна эта сценка была не где-нибудь, а в стенах генконсульства России в Бонне на вечере в честь профессионального праздника дипломатов. Сотрудники консульства от души хохотали. Шутка пришлась не в бровь, а в глаз.

C самого утра у входа в генконсульство выстраивается толпа людей. В основном это наши соотечественники, приехавшие сюда, чтобы решить свои проблемы — с паспортами, пенсиями, различными документами. Да мало ли чем! Одних российских паспортов в прошлом году в Бонне было выдано 27 тысяч. Мировой рекорд среди отечественных загранучреждений.

Есть и довольно экзотическая категория посетителей — те, кто решил переселиться из Германии в Россию. Таких не много, но какое-то количество людей, не нашедших себя в “фатерлянде”, решают переехать в российские регионы. Интересующихся этой программой гораздо больше, чем возвращающихся. Но каждый день запросы по переселению соотечественников поступают.

Людей в генконсульство обращается масса. И часто эти обращения сопряжены с немалыми проблемами.

“То, как к нам относятся в российском консульстве, мягко говоря, приятным не назовешь, — довольно эмоционально рассказывает живущая в земле Рейнланд-Пфальц 39-летняя Ирина. — В консульство приходится ехать за многие километры, чтобы продлить паспорт. Ладно мы еще, кто постарше, — привыкли. И у нас больше потребности в связях с Россией, мы там родились, у нас там родные и друзья… А наши дети, выросшие в Германии, к такому обращению не привыкли. Тут один парень получал российский паспорт, начал расписываться латинскими буквами, так на него так рявкнули! Ну не может парень писать по-русски. Вот и мои дети по-русски понимают и говорят, но читать-писать не умеют. Захотят ли после такого молодые люди ассоциировать себя с Россией? Вряд ли…”

Наши собеседники, вздыхая, признают: проблем масса. И очереди, и дозвониться невозможно, и грубость бывает. Действительно, люди приезжают в консульство издалека, кто-то очередь чуть ли не с ночи занимает. Особо ни присесть, ни спрятаться от непогоды, люди нервничают, некоторые начинают грубить — и их тоже можно понять. В ответ некоторые наши сотрудники, к сожалению, не выдерживают. Одно цепляется за другое… Хотя чужая грубость оправданием для хамства, конечно, служить не может. Дипломат должен уметь держать себя в руках!

Кадры решают все

А все упирается в деньги. В недостаточное финансирование.

Отсюда — большинство проблем. В том числе нехватка людей. На окнах, где ведется прием посетителей, работают 2–3 дипломата, остальные — жены дипломатов, члены их семей.

Кадровый вопрос стоит очень остро. По московским меркам, златых гор, работая в генконсульстве, не обретешь. Многие хорошие специалисты-германисты не идут на эту работу, предпочитая зарабатывать куда как большие деньги в частных фирмах и крупных корпорациях. Много людей еще в лихие 90-е разбежались из МИДа.

Корреспонденты “МК”, увидев расписание работы генконсульства, поначалу испытали черную зависть: с 8.30 до 13.30. Так можно жить!

Но оказывается, после половины второго самая работа только и начинается! А кое-кому приходится брать работу и на дом, благо живут дипломаты под боком. Работать приходится сверхурочно. И на здоровье дипломатов, и на настроении все это сказывается соответствующим образом.

Работы у генконсульства выше крыши. Дадим слово статистике. По визовым вопросам в прошлом году в консульство поступило более 94 тысяч обращений, по вопросам гражданства — 11,5 тысячи, по пенсионным вопросам — более 32 тысяч, в паспортный участок — 33 тысячи. Всего же в 2010 году в генконсульство обращались по разным вопросам более 217 тысяч раз. Поделим это число на количество рабочих дней в году — и подивимся, как вообще удается на эти обращения реагировать.

“Нам хотя бы дали еще несколько человек — и то легче работать! “— говорят дипломаты.

При кадровом дефиците важное значение приобретают создающиеся в Германии сервисные бюро, позволяющие облегчить подготовку документов для консульства. Скажем, нужно заполнять бумаги на компьютере, но сможет ли пожилой человек с этим справиться? И в этом помогают сервисные бюро. В одном из таких — “Альфе” — мы побывали. Там мы увидели своеобразный “пережиток прошлого” — книгу жалоб и предложений. Есть там и жалобы, но преобладают и добрые отзывы тех посетителей, которым раньше приходилось иметь дело с недобросовестными посредниками, которые могли брать деньги и исчезать.

“Еще несколько лет назад на каждый вложенный государством евро наше генконсульство вносило в госбюджет 4 заработанных им евро, — рассказывают работающие в Бонне дипломаты. — Сейчас, после того как часть виз стали оформлять в новом генконсульстве во Франкфурте, а вдобавок снизились расценки на визы по взаимному соглашению с ЕС, а для российских граждан снизились расценки на консульские услуги, мы такими цифрами уже не можем похвастаться. И вообще количество выдаваемых нашим генконсульством виз снизилось, так как многие люди стали просить визы сразу на несколько лет. Но все равно консульство работает на самоокупаемости. И будет окупать себя, даже если нам дадут еще 4–5 человек”.

Тут даже не в деньгах дело. Весь этот кадровый дефицит в конечном счете бьет по национальному имиджу России.

Бонн — Москва

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру