“Война” с Грузией закончилась МИДом

Возвращение посла России в Тбилиси— проигрыш Кремля?

  Российские санкции против Грузии были, разумеется, полной импровизацией. Их никто не планировал, не просчитывал. Решение было принято импульсивно: арест в Тбилиси наших офицеров, видимо, стал для президента последней каплей. Ибо утверждают, что Грузией Путин занимается сам.
     
     Именно по причине непродуманности санкции оказались не слишком эффективны. Не потому, что Грузия может спокойно прожить без нас. А потому, что не ставилась задача отлучить ее от российской экономики. Уверения грузинских политиков, что, дескать, потери от санкций являются минимальными, — блеф. Настоящие санкции еще и не вводились.
     Нельзя называть “санкциями” или, того хуже, “энергошантажом” повышение цены на газ. Долгое время низкими ценами на энергоносители мы надеялись добиться хороших отношений с Грузией. Но к халяве привыкают и воспринимают как должное. А когда халява кончается — возмущаются.
     Из всех принятых мер по-настоящему болезненным оказался только запрет на ввоз в РФ вина, боржоми и сельхозпродукции. Чтобы отнять Грузию от щедрой российской груди, необходимо было бы перекрыть поток денег, которые грузинская диаспора посылает на родину. Как утверждают эксперты, Грузия существует сейчас только за счет этого, да еще финансовой помощи Запада. Ее “растущая экономика” — это такой же блеф, как и альтернативные рынки сбыта грузинских яблок. На самом деле этот поток не был перекрыт. Финансирование Грузии со стороны России фактически продолжалось. Причиной тому — бардак и коррупция в правоохранительных органах РФ.
     По словам одного из экспертов по Грузии, представителей грузинской диаспоры, разбогатевших незаконно, можно было бы поставить в трудное положение, соблюдая права человека и нормы Совета Европы. Можно было закрыть дорогу грузинам в Россию полностью, в том числе и через третьи страны. Наконец, Москва не использовала рычаги влияния на Азербайджан, которому можно было объяснить, что помощь дешевым газом враждебному России режиму не помогает решению карабахской проблемы.
     В дипломатических кругах меня уверяли, что возвращение посла в Грузию возможно только после “внятных сигналов” со стороны Тбилиси об изменении политики. Сигналы были прямо противоположными. Грузинский МИД на днях опять заявил о необходимости смены формата миротворческой операции в Абхазии (читай — выдавливания России из процесса и из региона).
     Утверждают, что санкции предотвратили войну в Южной Осетии, которую руководство Грузии планировало на октябрь. Угроза войны была реальной, танки 58-й Российской армии стояли у входа в Рокский тоннель, готовые прийти на помощь осетинам.
     Дипломат, долгое время проработавший в Грузии, считает, что Саакашвили пришлось пойти на какие-то уступки. Были достигнуты договоренности. Ему трудно поверить, что мы просто так сдали все позиции.
     Если же нет никаких договоренностей (а это скоро станет ясно по поведению Саакашвили), то отмена санкций нанесет сокрушительный удар по имиджу российской власти. Помните, как мы собирались бомбить базы террористов в Панкисском ущелье, а разбомбили только грузовик одного несчастного грузинского крестьянина? Когда в октябре мы отозвали посла и начали “эвакуацию” россиян, вся Грузия похолодела от ужаса в ожидании войны. Боюсь, получится по Салтыкову-Щедрину: “От него кровопролитиев ждали, а он чижика съел!” Мы уже переели всех возможных чижиков в округе. Общество защиты животных протестует.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру