В результате скандала, сотрясающего в эти дни Соединенное королевство, выясняется, что такие приветливые и добрые “бобби”, может быть, охраняют не только население, но и свои корыстные интересы.
Все началось с эпизода, из разряда тех, про которые обычно не пишут в газетах. Поздним вечером 19 сентября прошлого года Эндрю Митчелл, считавшийся одним из наиболее влиятельных членов коалиционного правительства Великобритании, вышел из дома номер 10 по Даунинг-стрит, и, захватив с парковки свой старенький, но еще крепкий велосипед, направился к воротам, через которые всегда уезжал из резиденции премьер-министра. По пути, он устало улыбнулся сержанту из охраны и даже собрался было выдавить из себя какую-нибудь дежурную шутку, но заметив непривычную неприветливость в лице “бобби”, осекся на полуслове.
Обычно добродушный служитель порядка неожиданно строгим голосом, нетерпящим возражений, объявил , что с велосипедом следует проходить через пешеходную калитку. До нее надо было идти в обход метров 10-12 и раздосадованный Митчелл недовольно пробурчал, что до сих пор ему всегда открывали ворота. "Я-то думал, что в вашу задачу входит охранять и помогать нам, (дальше последовало широко распространенное среди джентельменов ругательное слово f....g), а не гонять членов правительства от одного входа к другому", - сказал он. Крепкое словцо обиженный министр, видимо, вставил в эту тираду от раздражения. Впрочем, прикатив вскоре домой, Митчелл сообразил, что в политкорректный век, пожалуй, излишне погорячился. И на следующий день принес извинение сержанту, которое тот принял и заверил, что не собирается жаловаться начальству.
На этом инцидент был, кажется, исчерпан, но вскоре в самом тиражном лондонском таблоиде “Сан” появился пересказ этой истории, в котором утверждалось, что Митчелл не только обматерил полицейского, но и обозвал его крайне оскорбительным словом “плебс” (плебей, быдло). И что даже есть свидетели, способные это подтвердить.
С этой минуты незначительный инцидент превратился в грандиозный скандал “Плебгейт” и вызвал бурю возмущения в обществе. Унижение человека, особенно если он ниже тебя по положению, считается в этой стране жутким грехом. А уж оскорбление полицейского, ноходящегося при исполнении – пахнет уголовным преступлением. С горячим осуждением оскандалившегося министра выступали и СМИ, и оппозиционные парламентарии, и комментаторы всех мастей. Громче всего в этом хоре звучал голос Полицейской федерации – профсоюза нижних и средних чинов британской полиции.
Никто не хотел верить Эндрю Митчеллу, который клялся, что ничего подобного не говорил. Противники объявляли его поведение недопустимым и дружно добивались его немедленной отставки. В конце концов Митчелл не выдержал давления и подал премьеру заявление об уходе, которое тот подписал с нескрываемым сожалением.
Отставка Митчелла стала триумфом для Полицейской федерации, доказавшей таким образом, что она не позволит политикам издеваться над британскими “бобби”. На этом, как в тогда казалось, была поставлена большая жирная точка не только на самом “Плебгейте”, но и на одной из самых успешных и обещающих политических карьер в консервативной партии.
Но довольно скоро выяснилось, что все не так просто. “4-й канал” британского телевидения показал документальный фильм с результатами своего собственного журналистского расследования, которые сильно расходились с официальной версией “Скотленд-Ярда”. Просмотр записей камер внешнего наблюдения, установленных на улице за воротами резиденции, показал, что никаких свидетелей словесной перепалки между министром и охранником не было. А “случайный прохожий”, якобы сам слышавший слово “плебс” из уст Митчелла, оказался бывшим констеблем, который в этот вечер сидел дома.
Но кардинальный поворот в истории с “Плебгейтом” произошел на днях, когда был обнародован доклад Независимой комиссии по рассмотрению жалоб на работу полиции (IPCC). В нем поставлены “под сомнение правдивость и справедливость выводов внутеннего расследования этого инцидента“, проведенного по горячим следам под эгидой полицейского профсоюза. 8 полицейских находятся под арестом по подозрению в лжесвидетельстве. Председатель Комиссии потребовал применить дисциплинарные меры к тем старшим офицерам, к которым тянутся ниточки этого темного дела.
Премьер-министр заявил в парламенте, что все виновные в сокрытии истины должны быть наказаны, а “Скотленд-Ярду” следует извиниться перед Эндрю Митчеллом.
В центральном лондонском квартале Уайтхолл, который обитатели министерских коридоров именуют “правительственной деревней”, ходят упорные слухи, что полицейский профсоюз специально решил раздуть незначительный инцидент с участием Митчелла, чтобы досадить Консервативной партии, по инициативе которой нынешние британские власти ведут жесткую борьбу за сокращение государственных расходов. В рамках этой борьбы бюджет полиции урезан на 20%. При этом число “бобби”, занятых патрулированием улиц и поимкой преступников сохраняется на прежнем уровне. То-есть, сокращения задевают, в основном, чиновников, которыми туго набиты многоэтажные здания полицейских управлений по всей стране.
Если эта версия подтвердится, то последствия “Плебгейта” окажутся катастрофическими не только для профсоюзных деятелей,но и для всей британской полиции.