Египетские загадки для министра оброны

Россия пытается "отвоевать" Египет у Америки

Для Владимира Путина победа в дипломатической войне на Ближнем Востоке давно уже стала делом чести. После успеха на самом горячем участке фронта - в Сирии, когда буквально в последний момент удалось предотвратить военную операцию США, Россия ищет возможности для контрвыпада где-то на другом фланге. Именно для этого в Каир в четверг прилетели Сергей Шойгу и Сергей Лавров - найти, наконец, союзника в борьбе против стремительной исламизации всего региона.

Россия пытается "отвоевать" Египет у Америки
Владимир Путин

Формат "2+2" - совещание министров обороны и министров иностранных дел двух стран - Россией практикуется не часто. В основном он используется во взаимоотношениях со странами-мировыми лидерами: США, Франция, Италия, Япония. Так что согласие России провести такие переговоры с лидером региональным, да и то переживающим не лучшие времена, в Египте восприняли с большой благодарностью.

При этом в случае с Египтом одна половина "двойки" имеет заметно большее значение, чем другая. После свержения президента Мухаммеда Мурси, реальная власть находится в руках военных, и конкретно - министра обороны Абделя ас-Сиси. Чрезвычайное положение, правда, на улицах Каира почти не ощущается. Кроме короткого комендантского часа и дежурящих в укромных переулках бронетранспортеров, ничто не напоминает о столкновениях. Египтяне стоят в пробках, торгуют ширпотребом на улицах и грустят об отсутствии российских туристов. На зеленом газоне Тахрира мирно сидят и общаются молодые парочки. В целом, пока население явно не против власти военных. Но сейчас перед ними стоит непростая задача: находясь почти в полной внешнеполитической изоляции провести обещанные весной демократические выборы, одновременно недопустив к власти идеологически близкого Мурси кандидата-исламиста.

Общие цели и общие противники в ближневосточной дипломатической игре - это фундамент, на котором Россия и египетский генералитет могут строить взаимные отношения. Но кроме фундамента нужны и "строительные материалы". Это в первую очередь кредит на поставки вооружений: больше всего египтян интересуют комплексы ПВО и истребители. И если теоретически Россия готова давать, загадка в том, что именно попросить в ответ. Вариантов масса. Для примера можно привести обмен разведывательной информацией о ситуации в регионе. Или согласие на создание на египетской территории пункта материально-технического обеспечения для средиземноморской группировки ВМФ, на случай если Тартус будет таки потерян. Параллельно существует и другая загадка: как сделать так, чтобы египтяне выполняли данные обещания, как юридически их закрепить? Ни соглашения о военном сотрудничестве, ни о ВТС у правительств двух стран не существует.

Разгадки, по всей видимости, и искал Сергей Шойгу и члены его делегации на встречах с ас-Сиси. За неполные сутки их было аж три штуки - лишнее доказательство роли министра обороны Египта в принятии решений: беседа в узком кругу (кроме министра участвовал его зам по международному сотрудничеству Анатолий Антонов и руководитель военной разведки Игорь Сергун), двухчасовые переговоры на уровне министерств обороны и, собственно, получасовое общение "2+2".

Если сначала наша делегация настраивалась на серьезный прагматический лад - готовились вести непростой дипломатический торг, то уже после переговоров у военных преобладало более позитивное настроение. Выяснилось, что египетская сторона крайне рада наметившемуся сотрудничеству и настроена предельно конструктивно - продвинулись заметно дальше, чем планировалось. Говорили даже о "возвращении России в Египет" и вспоминали времена дружбы при Гамале Насере.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру