Главный военный дирижер России Валерий Халилов в гостях у «МК» - Онлайн-конференция

Главный военный дирижер России Валерий Халилов в гостях у «МК»
34

23 апреля, во вторник, с 16.00 до 17.00 на вопросы читателей «МК» ответил Главный военный дирижер России, автор советских и российских маршей, генерал-лейтенант Валерий Михайлович ХАЛИЛОВ.

Как проходит подготовка к параду Победы? Легко ли быть и военным, и композитором? Как сегодня осуществляется обучение кадров для военных оркестров? Какие критерии предъявляются к претендентам в военный оркестр? Почему марши сегодня стали менее популярны? Как с помощью музыки повысить военно-патриотический дух молодежи? Что вдохновляет на написание новых произведений?
 

Свои вопросы вы можете задать уже сейчас на сайте www.mk.ru в разделе «Пресс-центр» в комментариях к анонсу.


Комментарии пользователей

  • москвичка
    4

    Сколько лет Вы уже встречаете День Победы на Красной площади в качестве главного дирижера?

    21 апреля 2013 в 23:10
    • Валерий Халилов
      5

      10 лет. В этом году юбилейный парад для меня. Как раз в 2003 году был мой первый парад в качестве главного военного дирижера. А так первый парад для меня в качестве участника военного парада в 1967 году, когда я был воспитанником Московской военно-музыкальной школы, в качестве барабанщика роты барабанщиков, при том правофланговым. Сначала шли самые маленькие, потом большие. И вот я был самым маленьким тогда. Это та же рота барабанщиком, которая сейчас открывает парады.

      23 апреля 2013 в 16:25
  • Олег ( Пермь)
    0

    Скажите пожалуйста, какие произведения планируется исполнять в этом году в рамках парада?

    22 апреля 2013 в 16:13
    • Валерий Халилов
      0

      Традиционное исполнение служебно-строевого репертуара предусмотрено воинским уставом, который регламентирует проведение военного парада. И там же обозначены жанры военной музыки, то есть исполнение встречных и строевых маршей, исполнение государственного гимна РФ, "Славься" Глинки. А вообще в течение всего парада мы исполняем порядка 30 произведений наизусть. Исполняем их сводным военным оркестром. В этом году нас чуть более 800 музыкантов.

      23 апреля 2013 в 16:29
  • Сергей Высоковский
    1

    Добрый день, уважаемый Валерий Михайлович! Вопрос может быть странный но все же. Я знаю, что вы замечательный композитор, как вы черпаете вдохновение? Просто я сам периодически пишу, сочиняю и возникает проблема той самой "первой строчки" когда не знаешь с чего начать.

    22 апреля 2013 в 16:17
    • Валерий Халилов
      2

      Вдохновение писать музыку это такое вдохновение направленное, определенное. Для того, чтобы писать профессионально музыку, надо иметь музыкальное образование. Хотя Булат Окуджава и Владимир Высоцкий не имели его, но были крайне талантливы от природы. Что касается моих начальных стадий в этой области, то еще обучаясь в стенах военно-дирижирского факультута Московской консерватории, у меня было тяготение к написанию своей музыки через занятия теорией музыки, через полифонию. Мне было интересно делать полифонические задачки, в которых предполагалось сочинение контрапунктов. А это уже начало композиторской работы. И в дальнейшем я поступил в кружок военно-научного общества для того, чтобы овладеть композиторским начальным письмом. У меня был мой наставник - композитор Виктор Акимович Шепелев, который преподавал мне азы написания музыки. Сначала это были маленькие жанры, это были обработки песен народных, потом попытки написания своего марша военного. Это были первые попытки. А когда я стал уже дирижером, получив первое звание "лейтенант" и направлен для дальнейшего прохождения службы военным дирижером Пушкинского училища радиоэлектроники ПВО, там был оркестр, там я уже пробовал писать для оркестра, которым я руководил. Самая обстановка Царского села и Павловского, где мы с оркестром обеспечивали все сезоны в Павловском парке, это всё вдохновляло и служило источником вдохновения для написания музыки.

      23 апреля 2013 в 16:38
  • Федор К...
    0

    Здравствуйте Валерий Михайлович! Скажите, а какую музыку вы слушаете? А еще не могли бы вы рассказать, кто в разные творческие периоды был вашим ориентиром в мире музыки ?

    22 апреля 2013 в 16:20
    • Валерий Халилов
      1

      Слушаю музыку всякую, но пытаюсь слушать хорошую. Для меня некоторая музыка является бытовым фоном. Но когда звучит настоящая музыка, к которой я с детства привык, был на ней воспитан, классическая в первую очередь музыка, я всегда пытаюсь отгадать, что это за музыка, какой дирижер. Классическая музыка на меня очень действует.

      23 апреля 2013 в 16:42
  • Анна
    0

    Ходила с ребнком на "Спасскую башню" безумно понравилось- такие пестрые краски, перед кремлем, организовано замечательно даже с музыкантами удалось пообщаться. Скажите в этом году планируется ли спасская башня и будут ли новые страны, которые раньше не принимали участия в фестивале? И еще вопрос: как вам удается дирижировать таким большим коллективом как в финале шоу? ведь тут же надо не только слышать всех участников на репетициях, но как-то преодолевать языковой барьер, учитывать особенности характеров исполнителей, национальные особенности музыкантов. Спасибо

    22 апреля 2013 в 16:23
    • Валерий Халилов
      1

      Да, это ежегодный фестиваль, в этом году он пройдет с 1 по 8 сентября на Красной площади. Безусловно, там будут принимать участие страны, которые раньше не принимали участие. Всего порядка около 14 стран. Будет грандиозный финал на тему популярной музыки, в том числе классической. Традиционно мы заканчиваем фестиваль двумя произведениями - торжественной увертюрой Чайковского "1812 год" и уход всех участников с Красной площади под марш "Прощание славянки" Агапкина, в прошлом году этому маршу исполнилось сто лет. Что касается участников фестиваля, то, несмотря на то, что некоторые страны уже неоднократно принимали участие (Казахстан, Швейцария, Германия, Франция, Италия и др.), в этом году будет впервые принимать участие оркестр из Белоруссии и Словакии. А вот, скажем, если Франция опять будет участвовать, то оркестр будет не тот, который принимал участие раньше. То есть состав участников постоянно обновляется. Это наша задача. Желающих участвовать в фестивале много, больше, чем возможностей. Время ограничено двумя часами, выступление оркестров тоже ограничено 6-7 минутами выступления. Второй вопрос очень хороший. Если речь идет именно обо мне, то фестиваль "Спасская башня" образовался не на пустом месте, это было веянием времени, впервые он прошел в 2007 году. До этого наши военные оркестры часто выезжали за рубеж, участвовали в других фестивалях военных оркестров. Есть страны, в которых этот фестиваль проводится десятилетиями, например, в Англии, в Эдинбурге. Поэтому в связи с тем, что наша музыка очень популярна в мире, профессиональна и совершенна, поэтому сам Бог велел провести у нас этот фестиваль. А благодаря тому, что у нас очень много друзей, есть люди, которые очень профессионально воспринимают наш профессиональный дар нашей музыки в плане патриотического воспитания, эстетического воспитания, в плане вообще красоты, который представляет из себя оркестр, то эти люди и помогли провести первый фестиваль в 2007 году. В первую очередь это относится к коменданту московского Кремля генерал-лейтенанту Хлебникову Сергею Дмитриевичу, с которым были знакомы ранее. И так сложилась судьба, что нам знакомство помогло выпестовать первый фестиваль.

      23 апреля 2013 в 16:51
  • Mikle (Уфа)
    1

    Вы когда готовитесь к параду, постоянно репетируете с оркестром. Музыка громкая, погода плохая - как Вам удается с этим справиться? Вы используете какую-то аппаратуру, которая гасит шум во время дирижирования?

    22 апреля 2013 в 16:30
    • Валерий Халилов
      5

      С погодой справиться я не могу. Никакой аппаратуры у нас для угасания нет, она и не нужна. Мы стремимся, чтобы звучание было плотным. Что касается репетиций, то мы начинаем репетировать сводным оркестром загодя, за полтора месяца до парада, Это необходимо для того, чтобы сколотить коллектив, профессионально исполнять произведения. И, безусловно, нужна закалка. В том числе физическая. Слава Богу, мы с этим справляемся, потому что парады у нас проводятся уже давно, есть определенные навыки подготовки сводного военного оркестра. есть целая плеяда помощников, то бишь военных дирижеров, которые готовят свои оркестры до их соединения в сводный оркестр и которые помогают мне главному дирижеру при проведении военного оркестра, управляя оркестром при помощи тамбурштоков (предмет для управления оркестром во время движения, необходим для того, чтобы задние ряды музыкантов видели отбивание такта. Тамбур это барабан, а шток - палка. Когда-то была должность тамбурмажор. Тамбур - барабан, майор - мажор, то есть старший барабанщик. Еще при Павле I были подразделения барабанщиков, которыми управлял тамбурмажор при помощи такого жезла. А должности тамбурмажора нет больше). Всего около 30 военных дирижеров в сводном военном оркестре.

      23 апреля 2013 в 16:58
  • Александр
    1

    Расскажите про самые неожиданные моменты во время ваших выступлений? Или вы как человек военный ничего не скажите даже под пытками:) ?

    22 апреля 2013 в 17:48
    • Валерий Халилов
      1

      Вопрос не конкретный. Неожиданные моменты в каком плане? Игры оркестра или погодные условия? Всякое бывает. Но мы готовимся таким образом, чтобы не было неожиданностей. Как можно на военном параде на Красной площади ожидать чего-то другого? Для нас это невозможно. Мы готовимся на всего сто процентов. Неожиданностей быть не может. Может быть, это громко сказано. Но у нас, у военных людей, так и должно быть. Все должно быть профессионально и надежно. Основная задача меня, как дирижера, во время проведения парада, это держать темп. Темп определен уставом, для страховки, начиная с юбилейного парада, на подставке специальной я закрепляю метроном и ориентируюсь именно на метроном. Потому что ориентироваться на свое эмоциональное состояние, мне кажется, невозможно. Чистота биения сердца не может быть одинаковой в течение 30 минут. А именно столько приходится дирижировать при прохождении пешей группы. Это дает мне уверенность при дирижировании сводным оркестром. Я считаю это правильным. Раньше этого не было. Кроме того, при текущих репетициях к параду некоторые командиры предъявляют ко мне претензии и говорят примерно так: Валерий Михайлович, вот при смене мелодий мы проходим мимо трибуны основной и теряется темп. Там действительно если слушать на слух есть две части: основная мелодия в верхнем регистре и вторая мелодия, которая излагается в нижнем регистре (в басах) и смена этих регистров человеку, не искушенному очень сильно в музыки, кажется, что нарушается темп в исполняемом произведении. Это иллюзия. Как в картинах оптический обман. Слуховой обман возможен. Есть такой лейтритм, который излагается у больших барабанов, и его невозможно никоим образом изменить, ни быстрее, ни медленнее. Потому что этот ритм держится мною через метроном. Поэтому у нас всё надежно. Потом и командиры понимают, что дело не в мелодии, а в правильной подготовке пеших групп, которая заключается именно в том, чтобы пешие группы слышали большой барабан, который отбивает сильную долю, которая способствует движению в нужном темпе именно с левой ноги. Это наша специфика. Она учитывается и всё это приводит к положительному результату.

      23 апреля 2013 в 17:08
  • Наталия
    0

    В чем, по-Вашему разница, между дирижированием военным оркестром и скажем оркестром в консерватории?

    22 апреля 2013 в 18:17
    • Валерий Халилов
      0

      Разница очень большая. С точки зрения управления оркестром. Симфонический оркестр это оркестр концертного плана. Духовой оркестр это оркестр воздуха, пленера. Это оркестр, способствующий движению масс, это могут быть и воинские подразделения, и демонстрации. Это игра на воздухе, это игра в любую погоду. Поэтому требования к оркестрам разные. Да и жанровые особенности разные. От духового оркестра требуются жанры, касающиеся духовой музыки. Это марш, вальс, небольшие пьесы, увертюры. А симфонический оркестр это симфония, произведения крупной формы, циклические произведения. Что касается управления оркестром через дирижера, есть много общего, но и есть и разница. Общее это то, что дирижер обладает мануальной техникой, техникой исполнения через руки, через жест. Он обладает набором этих жестов, которые рассказывают, что нужно делать для интерпретации того или иного произведения. Но здесь же надо сказать, что подходы к этому выражению жестовому разные. Если симфонический оркестр требует более образного жеста, более художественного, более многообразного в штрихах, как собственно многообразен и сам симфонический оркестр, особенно струнная группа, то при дирижировании духовым оркестром жест должен быть более лаконичным и точным. Потому что, несмотря на то, что в симфоническом оркестре есть духовая группа, основу симфонического оркестра составляет струнная группа, у которой иной принцип звукоизвлечения. И кроме того, военный музыкант должен обладать некоторыми, необходимыми для военного музыканта качества. Это состояние здоровья, физическая выносливость, всё то, что присуще военному человеку. Строевая выправка, строевой шаг, выполнение приказа беспрекословно и в срок. Тем более военный дирижер, который должен управлять не только коллективом музыкантом, но и воинским подразделением. И в случае необходимости принять на себя командование. Даже в боевых условиях. Как это и было, собственно, в Великой Отечественной войне. Мой далекий предшественник генерал Назаров Николай Михайлович, будучи военным дирижером, участником Курской битвы, вынес с поля боя полковое знамя на себе, обернувшись им. Взял на себя командование и спас полковое знамя. Это один из примером. Известный факт о Брестской крепости, где мальчик воспитанник военного оркестра Петя Клыпа долго подавал звуки мелодии "Интернационал" на трубе, тем самым вдохновляя бойцов, вселяя в них уверенность.

      23 апреля 2013 в 17:20
  • и снова москвичка
    0

    Как сегодня отбираются кадры в ваш оркестр? Какие основные критерии отбора? Известно, что в роту почетного караула старались подбирать молодых людей выше 175 см (если я ничего не путаю), и славянской внешности...

    22 апреля 2013 в 18:42
    • Валерий Халилов
      0

      Почетные караулы были еще до Революции. Не просто почетные караулы, а целые полки были лейб-гвардии, которые отбирались по росту, по цвету волос, по географическому принципу. Поэтому и сейчас для того, чтобы создать внешнюю красоту, конечно, подбирают ребят одного роста - не менее 176 сантиметров. Что касается оркестра, то, к сожалению, это сделать невозможно, потому что мы испытываем кадровый голод. Что касается поступления на службу военного оркестра, то нужно начальное музыкальное образование. Подбираем вообще профессионалов, не ниже средне специального образования. Лучше, конечно, с высшим музыкальным.

      23 апреля 2013 в 17:23
  • М., Д., К.
    0

    Как утверждают главных? Вот Вы главный дирижер военных сил нашей Необъятной, кто Вас отбирал или назначал на должность? Спасибо, очень ждем ответ! Михаил, Дмитрий и Константин.

    23 апреля 2013 в 00:48
    • Валерий Халилов
      0

      Если честно, то я стремился к этому как и любой военный стремится стать генералом в хорошем смысле слова. Карьеру начинал в Царском селе, дослужился там до капитана, заняв 1-е место в Ленинградском округе, мне предложили перейти на преподавательскую работу в мою альма-матер, но уже в должности преподавателя. Я согласился, потому что Москва это мой родной город. Во-вторых, конечно, преподавая в высшем учебном заведении, это и карьерный рост, это и профессиональный рост. И было бы странно, если бы дирижер отказался от таких профессиональных выгод. Я понимал, конечно, всю ответственность. Были очень высокие требования, предъявляемые к преподавателям. Я ходил на курсы в Политехнический институт. Я очень много ходил на концерты, которые способствовали развитию моего музыкального интеллекта. Потом так сложилось, что в военно-оркестровой службе в том подразделении, где я сейчас главный дирижер, освободилась должность и мне ее предложили. Офицер военно-оркестровой службы. По стечении времени моя карьера складывалась: офицер, старший офицер, заместитель начальника военно-оркестровой службы, главный военный дирижер. Конечно, эта должность требует концентрации сил, опыта, знаний, умений, навыков. Я не могу себя оценить, это должны оценить другие, в том числе время. Приходилось несладко в некоторые моменты, потому что были различного уровня периоды нашей страны, отношение к военным было не всегда адекватным. Материальная составляющая и прочее-прочее, которое влияло на формирование военных оркестров, вообще на настроение военных. Я счастлив тем, что все-таки сейчас, как мне кажется, то время, когда у меня есть уверенность, что называется, и в завтрашнем дне, и в том, что военная музыка России не только не преуменьшит свои возможности, но и приумножит ту силу военно-патриотического воспитания, которая в ней заложена.

      23 апреля 2013 в 17:30
  • Нина Моисеевна Шефтель
    0

    Дорогой Валерий Михайлович! У меня слезы наворачиваются и ком в горле стоит, когда я слышу "День Победы" или "Вставай страна огромная...". А вот при марше Славянки почему-то нет... И я думаю, что таких как я найдется еще много. Неужели все дело только в словах? Только слова берут за душу? А как же музыка?

    23 апреля 2013 в 00:55
    • Валерий Халилов
      1

      Я постараюсь ответить на этот вопрос, хотя я не очень его понял. Дело в том, что на том же военном параде мы играем все три названные произведения. Парад начинается с вноса государственного флага РФ и знамени Победы. И мы как раз играем "Священную войну" Александрова, заметьте, играем, не поем. В финале прохождения пешей группы мы играем "День Победы". А в самом финале победы мы играем "Прощание славянки". И вот, как мне кажется, да, музыка в данном случае неотделима от слова. Но мне кажется, что дело не в словах, а в самой музыке. На те же слова "Священная война" можно было написать другую музыку, например. Причем марш "Прощание славянки" некоторое время был под запретом. А почему? Потому что этот марш взяли себе на вооружение и белые, и красные. Особенно белые. Это было их гимном, со своими словами, безусловно. И поэтому некоторое время этот марш вообще был запрещен. И сам Агапкин, автор этого марша, руководящий оркестром НКВД в 41-м, и участвующий в марше Победы 45-го, не услышал собственного марша. А его вернули к исполнению через фильм, в котором провожали на войну солдат на перроне железнодорожного вокзала. К нему привязалось название "Перронный марш". Поэтому на вкус и цвет товарищей нет. Эти все три произведения равноценны по силе своего эмоционального воздействия. И может быть, даже наоборот, музыка "Прощание славянки" на некоторых действует сильнее, чем "День Победы". Вообще негласно "Прощание славянки" является дембельским маршем.

      23 апреля 2013 в 17:37
  • М.,Д., К.
    0

    Какими главными качествами должен обладать человек, занимающий такую почетную должность?

    23 апреля 2013 в 00:57
    • Валерий Халилов
      0

      Это не почетная должность, это воинская должность. В данном случае это касается не меня, но мне хотелось бы, чтобы эта должность ассоциировалась прежде всего с высокой степенью профессионализма. Я вообще считаю, что профессионализм, а если так расширить эти рамки, то профессиональная культура вообще лежит в основе всего. Это критерий работы и если профессионально подходить к любому делу, то все получится. Я могу сделать табуретку, но она развалится. Но "табуретчик" (:)), не думаю, что сможет профессионально работать с оркестром. Второй критерий - нравственный. Потому что все-таки в высоком воинском звании очень много подчиненных, ты должен быть примером для них и в этой области тоже. Именно нравственность. Особенно это лежит в основе воспитания нашего подрастающего поколения. Третье - доброжелательность. Интуиция хорошая должна быть в выборе и принятии тех или иных решений. Не ошибиться при принятии решений. Большая задача, которая ложится вообще на плечи военачальников любого ранга. Решение любого даже маленького командира во время войны могло быть решающим. Принятие решение в мирное время не теряет своей силы.

      23 апреля 2013 в 17:41
  • Валерий Викеев
    0

    У меня вопрос более личного характера: как и когда вы поняли, что станете дирижером или это была мечта с детства?

    23 апреля 2013 в 10:57
    • Валерий Халилов
      1

      Папа у меня был военным дирижером. У меня сейчас младший брат военный дирижер. И действующий военный дирижер племянник, лейтенант, служит моряком в Севастополе. То есть у меня по мужской линии семья династийная, военные дирижеры. Благодаря отцу, я поступил в Московскую военно-музыкальную школу. И, честно говоря, поступив, я не понимал, зачем я туда поступил. Был оторван в 11 лет от домашнего уюта, попал в стены закрытого учебного заведения. Причем всё было присуще военному складу бытия: подъем, отбой, зарядки, физические нагрузки. И, конечно, общеобразовательные и музыкальные предметы. Срок обучения - 7 лет, поступив в 11, я закончил в 18. Весь мой физический, биологический рост пришелся на этот период. Школа заложила в меня то профессиональное образование, которым я до сих пор и пользуюсь. Вот так я стал военным дирижером.

      23 апреля 2013 в 17:45
  • Сергей композитор
    0

    Я знаю, что вы один из немногих композиторов в России, который сейчас пишет марши. Возможно даже единственный. Что нужно чтобы писать такую музыку, почему у других не получается в чем ваш секрет?

    23 апреля 2013 в 10:59
    • Валерий Халилов
      1

      Однажды во время войны в оркестре, в котором я потом был дирижером в Царском селе, служил очень известный великий русский композитор Георгий Свиридов. И вот когда я приехал в Москву на ПМЖ, после Питера, я пришел к нему в гости и просидел у него полтора часа. Когда он узнал, что я служил в Царском селе, он сказал, что это самый красивый город в мире. В разговоре я у него спросил% почему вы не пишите военные марши? Он говорит: чтобы написать военный марш, надо много прослужить в армии и понять специфику военной жизни. "Но у вас же есть военный марш из фильма "Метель"? Он отвечает: это специальный марш, декоративный, а настоящий военный марш я написать не могу. И на самом деле это мой любимый жанр - марши. Я считаю, что мои марши необычно тем, что они по письму они современные, по изложению фактуры. Но по духу они у меня стилизованы под старину. То есть написав этот марш таким современным языком, интонация у меня проникнута интонациями романтизма. У меня и марши называются "Улан", "Кадет", "Юнкер", "Генерал Милорадович", "Попади", "Красноармеец Сухов", "Рында", "Кант"... Марши очень образные. Чтобы название соответствовало содержанию. Скажем, марш "Генерал Милорадович". Идею подсказал полковник Бабанко Геннадий Иванович, который во время моей службы в Пушкино был начальник политотдела училища и уже будучи на пенсии написал книгу "Генерал Милорадович", зная, что я пишу музыку, позвонил мне, и говорит: Валер, напиши музыку о генерале Милорадовиче, я тебе дам книгу почитать, а ты под впечатление этой книги напиши марш. И вот прочитав книгу, я понял, что судьба этого генерала совершенно необыкновенная и не просто забытая, но и в понятийном понимании она просто извращенная. Генерал Милорадович, командуя ариергардом, не позволил противнику в желаемое для него время столкнуться с нашими войсками. Герой войны 1812 года. В 1824 году декабрьское восстание. Сенатская площадь. Как известно, декабристы вывели войска. Милорадович был генерал-губернатором Санкт-Петербурга. Когда он въехал на Сенатскую. площадь, войска, узнав его, стали падать ниц. И один из декабристов, бывший поручик Каховский, видя, что сейчас произойдет перелом в восстании, он из дамского пистолета сзади нанес смертельное ранение Милорадовичу, от которого он скончался. Так вот улица Каховского в Питере есть, а вот улицы Милорадовича нет. Да и вообще фамилия Милорадович возникла после того, как царь вызвал к себе Храбреновича, его предка, и сказал: ты мне очень мил своей храбростью, станешь Милорадовичем. И в этом марше впервые я использовал молитву, причем музыку к этой молитве я написал сам. Такого аналога нет. И если послушать марш внимательно, можно вообразить себе и светскую жизнь Санкт-Петербурга, и молебен перед боем, и возвращение этих русских воинов. Всё это с хором.

      23 апреля 2013 в 17:56
  • Sergei
    0

    Какие самые неожиданные произведения оркестру под Вашим руководством доводилось играть? Играли ли что-нибудь из Российской эстрады? Как это было расскажите?

    23 апреля 2013 в 15:32
    • Александр Банный
      0

      Мне даже в отличие от симфонических дирижеров посчастливилось. Это касается исполнения произведений, которые в обычном творческом порядке исполнить невозможно. Это, например, Траурно-триумфальная симфония Берлиоза, которую я исполнял уже 3 раза. Берлиоз написал ее памяти жертв Французской революции. Берлиоз написал ее для большого военного оркестра, где по желанию к нему мог добавиться хор огромный и струнная группа. Минимум музыкантов-духовиков необходимо 120 человек. Поэтому даже оперно-симфоническому дирижеру невозможно набрать такое количество музыкантов для исполнения этой музыки. Болеро Равеля, я исполнял его дважды. Причем необычным составом - Большой симфонический плюс Большой духовой оркестр. Кроме того, третье произведение, это исполнение полифонической музыки Баха Таката и Фуга ре минор Баха. Тоже необычное звучание. Это очень грандиозное и мощное звучание. Поэтому в моей судьбе выпала возможность управлять такими огромными коллективами и исполнять такую музыку.

      23 апреля 2013 в 18:01
  • Семен
    0

    Какой марш тяжелее всего играть? И почему?

    23 апреля 2013 в 15:34
    • Валерий Халилов
      1

      Трудно исполнять марши Чернецкого, хотя очень красивые и известные. Они требуют очень хорошей профессиональной технической подготовленности. В его маршах очень большой диапазон, особенно для исполнения мелодии трубами и корнетами в высоком регистре. Плюс у него очень много опевание мелодии различного рода мелизмами, украшениями, пассажами. Это создает определенные сложности при исполнении. Но играть и слушать эти марши одно удовольствие.

      23 апреля 2013 в 18:03
  • Радик
    1

    Добрый день, уважаемый Валерий Михайлович! Вы замечательно выглядите. Такой физической форме, наверное, многие молодые позавидуют. Как поддерживаете форму, если не секрет?

    23 апреля 2013 в 15:35
    • Валерий Халилов
      1

      Честно говоря, я холерик. Валерий в переводе с латинского это бодрый. Что-то в этом есть. Я подвижный, я не могу сидеть на месте, играю в футбол, раньше занимался гимнастикой. И потом сама профессия дирижерская предполагает постоянное движение, сочетаемое с эмоциональным рядом, в первую очередь, конечно, положительным. Хорошая музыка источает благородство, положительный настрой, настраивает на здоровый образ жизни.

      23 апреля 2013 в 18:06