ДЕНЬ ЗНАНИЙ-2019

ДЕНЬ ЗНАНИЙ-2019
20

В четверг, 15 августа, в 13.00 в редакции газеты «Московский комсомолец» состоялся онлайн-конференция Заслуженного учителя РФ Евгения ЯМБУРГА.

До Дня знаний остается совсем мало времени, школьники вместе с родителями постепенно начинают готовиться к новому учебному году. В преддверии 1 сентября  Заслуженный учитель РФ расскажет о нововведениях в школах, школьной форме и подготовке к экзаменам.

Как подготовить ребенка к школе? Что нужно знать родителям о процессе обучения? Стоит ли ругать своих детей за оценки? Как помочь ребенку выстроить коммуникацию с детьми и учителями?

 


Комментарии пользователей

  • Александра Вирекова

    Евгений, добрый день! Скажите, а что лично вы думаете по поводу школьной формы? Действительно ли она в какой-то степени дисциплинирует детей? Или это работает лишь до определенного возраста и старшим классам нужно давать свободу?

    • Ямбург Евгений

      Я 43-й год директор и у детей всегда есть школьная форма. Конечно, она и дисциплинирует. Более того, в какой-то степени, когда установливается традиция, они начинают этим гордиться. Это мне напоминает школы Запада, где люди до конца жизни хранят школьный галстук. У всех разное материальное положение, парад мод и ревность опасная вещь. Но я против унификации, пусть каждая школа имеет свою школьную форму. Я помню, когда я учился, были гимнастерки, фуражки, ремни - вся страна была военизирована. Недавно было предложение: выработать критерии школьной формы, которая должна соответствовать... А дальше начнутся проверки Роспотребсоюза, штрафы. Я за форму, но против унификации.

  • Алевтина

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как учитель, насколько эффективно система ОГЭ/ГИА в состоянии проверить уровень знаний ученика?

    • Ямбург Евгений

      Когда это все начиналось, я был противником, особенно в области гуманитарных предметов. Это была угадайка. Шли годы и отрабатывались инструменты контроля, ЕГЭ совершенствовался. Почти весь мир этим пользуется, исчезла угадайка. Если брать гуманитарные, по истории появилось: написать эссе, написать портрет эпохи. Если брать иностранный язык, появилась часть "говорение". ЕГЭ не единственный способ поступления, талантливые ребята поступают на основе всесоюзных олимпиад. На ЕГЭ слишком много повесили: проверку качества знания, борьбу с коррупцией. В вузах было просто: хочешь поступить, нанимай репетитора из этого вуза. ЕГЭ то сняло. Он обеспечивает независимую приемку, самому учителю оценивать результат своего труда не очень корректно. В этом плюс ЕГЭ. Я в целом "за". В Москве все проходит корректно, многие дети поступили на бюджетное отделение. А стрессы часто возникают, когда родители накачивают детей: "не сдашь на высокий балл ЕГЭ, не поступишь в ВУЗ, жизнь кончена». Кроме того, в регионах наблюдаются тревожные явления, когда детей раздевают чуть ли не до трусов и проверяют наличие гаджетов. Но есть пословица: заставь дурака богу молиться, он лоб расшибет. Никакие приказы Рособрнадзора этого не требуют. Это перегибы на местах.

  • Вероника

    Здравствуйте! у меня создаётся впечатление, что с каждым годом система образования все слабеет и слабеет, каждый новый выпуск все больше и больше уступает даже в каких-то базовых знаниях своим предшественникам (тем, кто выпускался ранее). Так ли это? И если так, то почему?

    • Ямбург Евгений

      Страна очень большая и в каждой школе свой мир, отвечать я за всю страну не могу, но, на мой2 взгляд, ребята становятся независимыми, у них развивается критическое мышление. Сейчас не требуется высказать единственно верную точку зрения, а требуется показать разные аргументы. Экзамен выявляет: эрудицию, способность анализировать информацию, отделять факты от мнений, фейковые вещи от реальности. Мне это поколение нравится.

  • artem_student

    играет ли роль при выборе университета для поступления престижность университета? правда ли, что с дипломом одного университета тебя возьмут на работу с ногами и руками, а с дипломом какого-нибудь ВУЗа, что попроще, нет? Благодарю за ответ!

    • Ямбург Евгений

      Да, играет. Если после нашего физтеха берут ребят в любой стране мира- это значит что этот вуз супер. Если Высшая школа экономики дает современные знания, это нельзя обходить молчанием. А если вуз называется академией, а это бывшее среднее ПТУ. Это дискредитирует образование. Во всем мире ценится не только вуз, который ты закончил, хотя это имеет значение. Сегодня нормальные фирмы берут к себе студентов и сокращают время погружения в профессиональные компетенции. Тут важен не только объем теоретических знаний, но и компетенцию, которую ты приобрел. Самое главное образование - это самообразование. Когда учишься - самое время накапливать этот багаж, потом будет сложнее: забота о семье, заработке и прочие бытовые вещи, отбирающие время...

  • Александра Григорьева

    Евгений, как вы относитесь к школьным психологам?Действительно ли они помогают детям или это не эффективная психология?

    • Ямбург Евгений

      Я убежден, что в сегодняшней ситуации без них не обойтись, потому что контингент детей становится все сложнее. Эта проблема генетической усталости. Боюсь, что скоро главной профессией в школе станет профессия дефектолога. Ребенок, рожденный искусственно, нуждается в медико-психологическом сопровождении. Наличие медико-психолого-педагогических служб это важный фактор развития образования. Кроме того, детям стало тяжелее жить. Налицо — травля детей в интернете - это тоже реальность наших дней. Телевизор также добавляет агрессии и психика детей не выдерживает. Поэтому психологи и дефектологи нужны школам, как воздух. И не только для, так называемых, «больных детей», но также и для одаренных. Нередко бывают случаи, когда стрельба открывается в элитной гимназии или лицеи. Для такого одаренного ребенка, если он не победил в олимпиаде - это стресс, там тоже нужны психологи. Наша надежда на Сколково - это ошибка. С легкой руки министра просвещения Васильевой О.Ю. уже прошло 2 конгресса дефектологов. Это вселяет определенный оптимизм.

  • Степашка

    добрый день! подскажите, что делать в ситуации, если чувствуешь неприязнь учителя? До откровенных оскорблений и унижений, конечно, дело не доходит, но все равно.

    • Ямбург Евгений

      Это тяжелый вопрос. Я не буду защищать честь мундира. Учитель, унижающий ребенка - вон из школы. Но есть другая сторона. Я недавно писал в колонке "Берегите детей и учителей". Что-то меняется в нашей жизни, в некоторых регионах возрос конкурс в педвузы. Наконец пришли в педвузы ребята с высоким баллом ЕГЭ. После окончания их переманивали директора элитных школ, лицеев. Через год все ребята подали заявление на увольнение из школы, а ведь школы все были элитные. Эти ребята не терпят унижения, они не могли понять, почему в разгар рабочего дня снимать старшеклассников и идти на те мероприятия, которые проводит губернатор или мэр, воспитательное влияние этих мероприятий ничтожно. Кроме того, за последние годы у некоторой части родителей сложилось отношение к учителю, как к работнику сферы обслуживания. Для него учитель — что-то вроде официанта, где клиент всегда прав. Когда учитель унижает, это плохо, а когда он сам находится под этим огнем, то он начинает срываться.

  • Игорь

    Скажите, как бороться со школьным буллингом? должны ли вмешиваться учителя, если какой-то ученик подвергается обидным насмешкам одноклассников?

    • Ямбург Евгений

      Это огромная проблема. Травля была всегда, дедовщина уже в детском саду начинается. Поводом для сплочения против кого-то может любая вещь, если пластина в зубах: пойдем бить самблезубого. Это самый простой способ объединиться, создать банду. Этот нехитрый прием используется. Это явление не новое. Сегодня откровенная травля в школе ушла, она переместилась в интернет. В значительной степени эту агрессию могут снимать взрослые: как родители, так и учителя. Чуткий учитель сразу видит ребенка, который не выспался, значит что-то случилось, это сигнал тревоги. С детьми надо разговаривать. Разговаривая с ребятами я говорю: первое правило - не передавать гадости друг о друге. Второе: те люди, которые наносят тебе рану, они наблюдаю за тобой. И если ты ходишь с гордой поднятой головой и улыбкой, то им травить тебя становится неинтересно.

  • Маша

    играет ли роль внешний вид ученика? имеют ли право учителя высказывать свое мнение относительно татуировок, например, если родители разрешили? имеют ли они право выражать свое негативное отношение, если у подростка цветные волосы, например? есть ли в школьных уставах что-то касательно этого?

    • Ямбург Евгений

      Я считаю, что не имеет право учитель, это индивидуальное пространство ребенка. Когда-то мы отправляли стричься ребят с длинными волосами, потом проиграли джинсовые споры. Моды будут меняться, ведь важно что в голове, а не что на голове. Нужно заниматься расширением сознания ребенка и развитием его интеллекта. Борьба с внешней экзотикой вызывает только ненависть к школе.

  • Ирина

    как вы относитесь к урокам православия в школах? почему в некоторых школах это вводят и ЗАСТАВЛЯЮТ детей посещать эти занятия?! почему нельзя изучать религии в курсе МХК или истории? Имеют ли право родители отказаться от уроков "основы православия"?

    • Ямбург Евгений

      Это тонкий и серьезный вопрос. Я считаю, что это грубая политическая ошибка. Это же приказ, это не школа сама выбирает. Я считаю, что школа должна оставаться светским учреждением. Но это не означает быть агрессивно атеистическим. Светская школа - это техника безопасности школы в многонациональном и конфессиональном государстве. Школа - это единственное место, которая объединяет людей, а не разъединяет. Все мировые религии сплетаются с корнями, ни одна мировая религия не учит ненависти. Мне важно, чтобы православный ребенок имел представление об исламе, а любой мусульманский ребенок о православии. Любую религию можно превратить в злобную идеологию. Давайте не будем путать эти понятия. Я убежден, что, как сказал один современный старшеклассник, Бог один, а провайдеры разные.

  • Evgeniy

    как подготовить ребенка в 1й класс морально? как ему объяснить, что перед ним теперь есть определенные обязательства?

    • Ямбург Евгений

      Есть поправка в законе об образовании. Сегодня даже дошкольное образование считается уровнем образования. Если раньше во главе угла был уход и присмотр за ребенком, то сегодня уже поставлены новые задачи: приобщение детей к научной и проектной деятельности и другие вещи. Эти маленькие дети уже работают 3Д ручками, одевают халатики, медицинские колпачки и на куклах делают медицинские операции. Кроме того, ставят химические эксперименты с безопасными пищевыми красками. Все это чрезвычайно повышает мотивацию к обучению и плавный переход в начальную школу. Дети, переходя из детского сада в начальную школу, не чувствуют резкой перемены.

Оставьте ваш комментарий