БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕРНЕТЕ

БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕРНЕТЕ
19

В пятницу, 23 августа, в 12.00 в редакции газеты «Московский комсомолец» прошла онлайн-конференция эксперта «Лаборатории Касперского» Андрея СИДЕНКО, посвященная защите детей от опасной и вредной информации в Интернете.

На данный момент нет единого мнения о том, стоит ли фильтровать информацию и ограничивать время провождения ребенка в сети Интернет. Не соответствующий возрасту контент, общение с незнакомцами, участие в опасных группах — все это может негативно повлиять на еще неокрепшее детское сознание.

С какими угрозами могут столкнуться дети в Сети сегодня? Как родителю научить ребенка основам «цифровой гигиены»? Что такое кибербуллинг и онлайн-груминг?

 


Комментарии пользователей

  • Екатерина Л.

    Андрей, добрый день! Скажите, о чем необходимо рассказать ребенку перед тем, как дарить смартфон или планшет? И как вы считаете, в каком возрасте ребенку можно свободно пользоваться Интернетом, без вреда для психики?

    • Сиденко Андрей

      Спасибо за вопрос. Дело в том, что данные в каком возрасте необходимо начинать работать с телефоном или планшетом зависят от семьи, как решит семья. По нашим исследованиям, чаще всего первый смартфон дают в 3 года. При этом приучают использовать различные приложения, в том числе образовательные, а также смотреть мультфильмы. Первое устройство в собственность ребенку дают в период от 4 до 6 лет. В этом возрасте мы рекомендуем использовать приложения для детей и ограничивать доступ по времени.
      Это тоже вопрос индивидуальный, в каком возрасте можно начинать пользоваться интернетом. Все зависит от интересов и развития ребенка. Но в любом случае такое использование должно быть безопасным. Родитель должен создать безопасную среду для изучения сети интернета.

  • Вячеслав

    Существует и другое мнение о том, что нужно сразу ребенка приучать к реальной жизни, потому что в более старшем возрасте все эти негативные стороны интернета могут восприняться ребенком неправильно, вы не согласны?

    • Сиденко Андрей

      Спасибо за вопрос. Дело в том, что в каком бы возрасте вы не приучали ребенка к интернету или использованию гаджетов, этот процесс должен сопровождаться безопасностью, развитие ребенка индивидуальное. Кто-то быстрее начинается пользоваться, в ускоренном порядке может быстрее осваивать месенджи. Так или иначе в каком бы возрасте вы не начинали это делать это должно сопровождаться безопасной средой, ребенок не должен найти информацию не соответствующую его возрасту. Телефон должен быть настроен на безопасный поиск при помощи специальных функций внутриоперационной системы смартфона или специальной программы родительского контроля. В таком случае ребенок не сможет встретить какие-либо негативные проявления (контент).

  • Alexey Vichev

    Добрый вечер! А что делать, если уже заметил, что ребёнок состоит в странной группе? Как огородить его? И убедить, что это не нужно

    • Сиденко Андрей

      Спасибо за вопрос. Нужно обратить внимание, что это за группа. Возможно, самому родителю нужно в нее вступить и посмотреть какой контент публикуется в этом паблике. Если вы сами не находите ничего странного, то и вместе с ребенком можете разделить его интересы. Во всех остальных случаях необходимо аккуратно побеседовать с ребенком, спросить о его беспокойствах и тревогах.

  • Татьяна Ильина

    А что если ввести основы интернет безопасности в курс информатики в школе? Или это ученики не воспримут это всерьёз ?

    • Сиденко Андрей

      Я считаю, что нужно делать отдельный предмет, посвященный вопросу безопасности сети интернет и безопасного общения в социальных сетях. Этот курс должен дополнять курс информатики. У нас есть опыт сопровождения проекта "Математическая вертикаль Касперского", который реализуется в московской школе. В рамках этого курса мы обучаем детей с 7 класса основам безопасности, программированию и математике. Кроме того, мы выпустили пособие для внеурочной деятельности с 7-9 класс, в котором мы не только рассматриваем основные способы построения информационной безопасности, но и способы защиты от угроз в сети интернет.

    • Сиденко Андрей

      Татьяна ИльинаА что если ввести основы интернет безопасности в курс информатики в школе? Или это ученики не воспримут это всерьёз ?

      Я считаю, что нужно делать отдельный предмет, посвященный вопросу безопасности сети интернет и безопасного общения в социальных сетях. Этот курс должен дополнять курс информатики. У нас есть опыт сопровождения проекта "Математическая вертикаль Касперского", который реализуется в московской школе. В рамках этого курса мы обучаем детей с 7 класса основам безопасности, программированию и математике. Кроме того, мы выпустили пособие для внеурочной деятельности с 7-9 класс, в котором мы не только рассматриваем основные способы построения информационной безопасности, но и способы защиты от угроз в сети интернет.

      Последние полгода я вел эти занятия и могу сказать, что учащиеся с огромным интересом посещают уроки и делают практические задания.

  • Виктор

    Какие сегодня существуют обоазовательные инициативы в области обучения детей основам киберграмотности

    • Сиденко Андрей

      В мае 2019 года мы принимали участие в федеральном проекте "Урок цифры", в ходе которого учащимся предлагалось поработать со специально разработанными тренажерами по информационной безопасности, которые были созданы для младшей, средней и старшей школы. Кроме того, нами разработана играе для мобильных телефонов и планшетов: " Трансформеры: Бамблби. Защитник", которая позволяет обучить в игровой форме основам информационной безопасности. У нас есть образовательный блог для детей и родителей, на котором мы публикуем обзоры приложений, способы настройки телефонов, а также информацию о новых угрозах, с которыми могут столкнуться дети в ходе работы с интернетом.

  • Ирина

    Здравствуйте, Андрей.Стоит ли переживать, что ребенок слишком много времени посвящает онлайн-играм? Как отвлечь его от компьютера?

    • Сиденко Андрей

      В первую очередь нужно понимать, что компьютерные игры бывают разные. Многие из них могут приносить пользу и служить развитию ребенка. Важно обратить внимание на возрастной ценз игры и её сценарий. Как вариант: попробовать поиграть вместе с ребенком. Если у вас вызывает беспокойство содержание игры, то нужно придумывать различные альтернативные способы занять ребенка, такие как спорт, кружки или другие занятия без компьютера. Не все игры приносят вред. Нужно смотреть в каждом случае и на каждую игру отдельно.

  • Stanislava Veselina

    С какими еще угрозами в Интернете может столкнуться ребенок, помимо вышеперечисленных?

    • Сиденко Андрей

      Помимо вышеперечисленных угроз стоит упомянуть овершеринг, когда ребенок публикует слишком много информации о себе или своих близких, может публиковать свои персональные данные (данные паспорта, домашнего адреса и другое), обстановку квартиры, данные о родственниках или номер мобильного телефона. Эта информация в совокупности может быть использована, чтобы навредить ребенку или его близким.
      Одной из угроз, которая представляет большую опасность, является кибербуллинг (травля в интернете). Ей подвержены абсолютно все, не только дети. Зачастую необоснованно на человека может обрушиться целая волна гневных сообщений и угроз от незнакомых ему людей или анонимно. В этом случае самым действенным способом будет постараться не обращать внимание и заблокировать пользователей, добавив их в черный список. Ни в коем случае не отвечать обидчику, пытаясь доказать свою правоту, а также не просить никого сделать это за вас, потому что это дает пищу для новой волны агрессии.
      По мнению родителей детей, которые столкнулись с этой проблемой, последствия могут быть тяжелыми: бессонница, ухудшение настроения, депрессия, заниженная самооценка, снижение успеваемости и интереса к учебе. Угроз много и каждый родитель хочет естественно защитить своего ребенка. Важно создать для него безопасную среду, в которой он мог спокойно общаться, искать информацию и просто пользоваться интернетом. Для этого нужно использовать средства информационной защиты (программа родительского контроля).
      Онлайн-груминг - это, когда взрослый человек ищет сексуальную связь с подростками, зачастую используя угрозы или шантаж. В первую очередь нужно пояснить ребенку, что разговаривать с незнакомцами в интернете также опасно, как и с незнакомцами на улице. И в случае, если кто-то пишет вашему ребенку, он должен вам об этом сообщить. Лучше сделать страницу в социальной сети приватной, не доступной для посторонних людей. Кроме того, объяснить ребенку, что свои персональные данные публиковать в социальной сети нельзя (дату рождения, номер телефона, домашний адрес, номер школы, аккаунты в других сетях, данные о родственниках и др.). При этом договоритесь со своим ребенком, чтобы он не публиковал в сети фотографии из квартиры или загородного дома.

  • Полина Светлая

    Мой сын часто пользуется интернетом на моем телефоне, у меня стоят программы, которые позволяют отслеживать, куда он заходит. Скоро на день рождения подарим ему свой телефон и я начала переживать, что больше не смогу контролировать, эти программы реально спрятать, чтобы сын не увидел? или стоит просто обсудить с ним все перед покупкой

    • Сиденко Андрей

      Обсудить перед покупкой необходимо в любом случае. Объяснить, что программы помогут вам справиться с проблемами в случае возникновения критической ситуации. В случае, если с ребенком что-то произойдет: похищение ребенка или кража телефона, вы в любой момент сможете узнать, где он находится. Эти же программы могут содержать информацию, на какие сайты заходить ребенок. Кроме того, мы советуем вам настроить функции семейных аккаунтов, позволяющих не только безопасно работать в интернете, но и не допустить нежелательных покупок в магазине приложений или встроенных покупок в игре.

  • Мне кажется,

    что неплохо было бы иметь возможность установки расписания в пользовании интернетом ребёнку. Какие способы установки такого расписания посоветуете?

Оставьте ваш комментарий