«Большой брат» подмосковных электричек



«Большой брат»
На путях стоял огромный лось. Он уже давно привык к шуму железной дороги, и электрички его не пугали. К тому же в этот день сохатый никуда не спешил. Меланхолично, в пол-оборота косил влажным глазом на белую электричку, остановившуюся за его спиной. И стоял.
Электричка сигналила и пыталась вспугнуть лесного великана светом фар. Но у лося была крепкая нервная система, ведь он жил всего в каких-нибудь 40 км от Москвы. Он медленно стал перебирать длинными ногами и даже немного посторонился. Но поезд почему-то не стал прибавлять скорость, а медленно тронулся вслед за животным. Так они двигались – большой зверь и большой поезд – еще несколько сот метров, пока лось не вспомнил о чем-то и не скрылся за деревьями.
Эту историю рассказал руководитель САЦ Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК)
Кирилл АНИСИМОВ.
САЦ Центральной пригородной пассажирской компании
в 2013 г
был создан ситуационно-аналитический центр Центральной пригородной пассажирской компании (САЦ ЦППК)
48 человек
количество сотрудников, работающих сегодня в САЦ
543 состава
на маршрутах, график которых каждый день контролирует САЦ
11 регионов
полигон Центральной пригородной пассажирской компании
Компания – та самая, которая занимается пригородными электропоездами не только в Москве и Подмосковье, но и в 9 других регионах. САЦ – ее ситуационно-аналитический центр. Без него не обойтись не только, когда машинист встречает на рельсах лося, но и в тысячах других случаев. Порой даже фантазии обычного человека не хватит, чтобы представить, что может случиться и, главное, что делать, для того чтобы эту проблему решить.
25-60 лет
самый младший и самый старший из сотрудников, работающих сегодня в САЦ
Ведь важно не только «шугнуть» сохатого с путей, но и быстро и четко просчитать, насколько задержится эта конкретная электричка и те, которые идут за ней. Как сообщить пассажирам на всех платформах и остановочных пунктах о том, что в графике произошел сбой. Все эти заботы лежат на плечах 48 сотрудников САЦ, старшему из которых 60, а младшему – 25. И – на «цифре», тысячах единиц электронного оборудования, телематики и самых разных датчиков, которые установлены на поездах, объектах железной дороги, вокзалах, переездах. Это настоящий центр управления «полетами» – только «летают» не самолеты и космические корабли, а электропоезда.






Хозяйство, или, как говорят железнодорожники, полигон, огромный – у самой ЦППК 106 электропоездов, а следить приходится за 543 составами. Представьте только – больше полутысячи поездов, которые идут по своим маршрутам, а САЦ следит за их графиком и вмешивается, едва где-то замаячит проблема.

До 60 сигналов
в день получают сотрудники центра о форс-мажорных ситуациях
А их, конечно, хватает. Каждый день в САЦ поступает по 60 сигналов о внештатных ситуациях, не считая звонков от неравнодушных пассажиров. Тут снег на платформе не убрали, тут туалет грязный - наши граждане расслабиться не дают, ответственные. Но и сотрудники САЦ несут «боевое дежурство», как должно.
От мелочей до крупных дел
Людям помогает техника, электроника. Без нее вообще никуда, начиная с мелочей и заканчивая крупными делами. Произошла какая-то задержка в пути – ледяной дождь, снегопад, препятствие на рельсах, несознательные граждане, решившие перейти железную дорогу не там, где положено, а где им удобнее, и при этом - перед движущимся поездом. Пассажирам тут же сообщают об изменениях. Раньше – по громкой связи на вокзалах и остановках, сегодня также используют электронные табло, на которые выводят информацию. Система постоянно обновляется и совершенствуется.
Говорят чисто там, где не сорят. Собственные поезда ЦППК – самые лучшие на полигоне. Отличить от других их легко – они современные, белые с желтой полосой. Внутри – чисто, светло, современная отделка и удобные кресла, чистые туалеты. И пассажиры ведут себя соответственно. Но в других электропоездах бывает всякое. Да и хулиганы порой дают о себе знать: то сорвут стоп-кран и изрисуют вагон граффити, то оставят что-то на путях, то слепят машиниста лазерными указками. И на все это САЦ должна отреагировать молниеносно. И опять же - спрогнозировать изменения расписания, проинформировать о них. Причем часто несколько самых «разношерстных» проблем возникают одновременно, а решить их надо все и сразу. Людям помогает техника, электроника. Без нее вообще никуда, начиная с мелочей и заканчивая крупными делами. Произошла какая-то задержка в пути – ледяной дождь, снегопад, препятствие на рельсах, несознательные граждане, решившие перейти железную дорогу не там, где положено, а где им удобнее, и при этом - перед движущимся поездом. Пассажирам тут же сообщают об изменениях. Раньше – по громкой связи на вокзалах и остановках, сегодня также используют электронные табло, на которые выводят информацию. Система постоянно обновляется и совершенствуется.
Вот забывчивый дачник оставил в вагоне пакет с продуктами – а по меркам САЦ это бесхозный предмет, и здесь срочно нужна полиция. Вот пассажиры сообщили, что увидели, как снаружи поезда зацепились подростки. А последствия зацепинга самые страшные, травмы – тяжелейшие. Смерть догоняет зацепера легко и непринужденно.
20 звонков в неделю
связаны с травматизмом в результате действий пассажиров
К сожалению, травм на объектах железнодорожного транспорта немало. Каждую неделю 20 сигналов – о травматизме. Одни лихачат, другие приходят пьяными и ведут себя неадекватно, третьи просто пытаются сэкономить. Убегая от контролеров, зайцы часто попадают под поезд - еще одна мрачная сторона действительности, с которой приходится сталкиваться работникам САЦ.

Обратная связь
А еще надо принимать и обрабатывать сигналы пассажиров. Это важная обратная связь, оперативно сигнализирующая самым разным службам железных дорог, вокзалов и транспортных компаний о том, что надо исправить. Эти сообщения поступают в САЦ, а центр отправляет их уже, что называется, по точным адресам. Все это помогает всему организму пригородного железнодорожного сообщения работать четко и быстро.
«Главная задача Ситуационно-аналитического центра состоит в том, чтобы любые события не влияли или имели минимальное влияние на жизненный график наших пассажиров, - говорит Анисимов. - Не мешали им вовремя и с максимальным комфортом добираться из пункта А в пункт Б. И мы делаем для этого все, что от нас зависит».
На железной дороге все время что-то происходит. Важно, чтобы это замечали только профильные службы и САЦ. А полтора миллиона пассажиров – именно столько каждый день перевозит ЦППК – обращали внимание только на пейзаж за окном комфортной и современной электрички.
Мнение эксперта
Александр Сыромятников
ВШЭ
Что такое цифровизация на транспорте? Это умная инфраструктура?
АЛЕКСАНДР СЫРОМЯТНИКОВ:
Сегодня существуют два понятия: ИТС / ITS (интеллектуальные транспортные системы) - это машинный способ сбора данных о планируемой и фактической поездке и машинная же его обработка, а также MaaS — mobility as a service (мобильность как услуга) - это когда у пассажира одно приложение для перемещения из точки А в точку Б, которое само комбинирует по указанным фильтрам-предпочтениям (например, время/личный комфорт/цена) виды транспорта, строит маршрут и позволяет заплатить за него с единого счета.

Если говорить о цифровизации в контексте актуальной российской действительности — это отрезок на линии времени между этапами от ИТС до МааS. Оценивая цифровую обеспеченность и цифровую технологичность пригородного транспорта сегодня, можно говорить о том, что мы прошли уже точку ИТС и движемся в сторону MaaS, хотя находимся, по сути, еще в начале этого пути.

Если сравнивать в целом с крупными международными перевозчиками (Германия, Великобритания, Сингапур), то крупнейший российский перевозчик компания ЦППК уверенно их преследует. По некоторым же параметрам мы идем впереди планеты всей: например, пунктуальность выполнения расписания, у нас этот показатель один из самых лучших в мире – 98%, в Германии, на ДойчеБан, он составляет 73%.
Насколько Ситуационно-аналитические центры позволяют компаниям развивать цифровизацию и совершенствовать свои услуги для пассажиров?
АЛЕКСАНДР СЫРОМЯТНИКОВ:
Это критически важный момент. Именно создавая Ситуационные центры, перевозчик неизбежно совершенствует инфраструктуру сбора первичных данных (фото, видео, телематика, показатели с поездных регистраторов), что в совокупности с дополнительными возможностями по анализу данной информации приводит к резкому росту качества предоставляемых пассажирам услуг. Поэтому, в данном случае, наличие такого центра у ЦППК сразу выводит компанию на передовые позиции.
Современные транспортные системы предлагают инновационные решения, основанные на высоком уровне цифровизации всех процессов. Готовы ли российские пассажиры к ним?
АЛЕКСАНДР СЫРОМЯТНИКОВ:
Боязнь нового всегда требует переходного периода и усилий от любого перевозчика, часто крайне значительных. Всегда будут те, кто скажут «Да ну, ерунда какая-то, чем вас старое не устраивало». Даже несмотря на то, что Россия находится на высоком уровне с точки зрения владения смартфонами и имеет сравнительно низкие тарифы на сотовую связь (если сравнивать с богатыми странами Европы), тем не менее значительная аудитория пожилого возраста имеет привычку к стандартным средствам покупки билетов. Это необходимо учитывать в процессе совершенствования технологий.
Made on
Tilda