Древние креветки видели так же зорко, как и те, что мы едим

Древние членистоногие могли потягаться в зоркости со своими потомками

Группа австралийских и европейских палеонтологов обнаружила на острове на юге Австралии окаменелые останки глаз древних ракообразных; вопреки современным представлениям, эти животные могли обладать неплохим зрением и поспорить в зоркости со своими современными потомками.

Древние членистоногие могли потягаться в зоркости со своими потомками

Все виды членистоногих животных, к которым относятся, в частности, ракообразные, обладают сложным зрительным аппаратом. В большинстве случаев его основой являются фасеточные глаза, состоящие из множества омматидий - единичных элементов-"фасеток". Благодаря такой структуре глаз насекомые обладают очень широким полем зрения и лучше всего приспособлены к восприятию движения.

Считается, что развитие и совершенствование органов зрения заняло достаточно долгое время с момента появления первых многоклеточных организмов. Открытие группы ученых под руководством Майкла Ли из университета Аделаиды (Австралия) ставит под сомнение эту гипотезу.

Палеонтологи обнаружили несколько хорошо сохранившихся отпечатков фасеточных глаз в кембрийских отложениях в заливе Эму на австралийском острове Кенгуру. Кембрийская геологическая эпоха началась около 542 миллионов лет назад и характеризуется так называемым "кембрийским взрывом" - резким увеличением числа видов многоклеточных животных и их повсеместным распространением.

Как отмечают исследователи, окаменелости великолепно сохранились благодаря фосфатизации - процессу сверхбыстрой минерализации останков живых организмов при помощи соединений фосфора в окружающей воде. Фосфатизация происходит так быстро и "аккуратно", что в некоторых случаях сохраняется структура не только тканей, но и отдельных клеток.

"Несмотря на сплющивание, окаменелые останки глаза сохранились в потрясающем состоянии - можно рассмотреть все мелкие детали, в том числе и трехмерную форму линз в омматидиях", - пишут ученые.

Как считают ученые, ископаемые остатки глаз неизвестного вида членистоногих достаточно сложно устроены даже по сравнению с современными органами зрения их потомков. Найденные объекты образованы группой из 3 тысяч омматидий-шестигранников, размер которых убывает от центра к периферии. Такая структура способствует наиболее плотной упаковке "фасеток" и наибольшей четкости зрения. Подобным же образом устроены глаза многих современных видов членистоногих, к примеру, глаза стрекоз.

Палеонтологи заключили, что такие глаза должны были принадлежать крупному и активному виду ракообразных, который вел ночной образ жизни или жил на большой глубине. Ученые предполагают, что одним из таких видов может быть крупное животное длиной до 18 сантиметров с глазами на стебельках.

"Наша находка указывает на то, что ранние виды членистоногих обладали развитой зрительной системой, сопоставимой с органами ныне существующих видов, что только подчеркивает скорость и размах эволюционных изменений в ходе "кембрийского взрыва", - заключают ученые.