Зоологи в журнале Current Biology рассказывают, что ночницы используют, если можно так сказать, пассивный слух. Мыши научились различать звуки, которые издаёт спаривающийся мушиный самец. Непосредственно перед копуляцией самец производит крыльями короткие сигналы с частотой 9 и 154 кГц. Они длятся три секунды; человеческое ухо воспринимает их как низкое жужжание. Но летучие мыши способны услышать второй, высокочастотный слой брачного сигнала. Ночница устремляется к источнику и прерывает мушиную любовную идиллию, получая на обед сразу двух мух.
Исследователи подтвердили свои выводы, поставив эксперимент с летучими мышами и динамиком, который жужжал на все лады. Ночницы атаковали источник звука, только если он издавал мушиную брачную песнь. Стоит ещё раз подчеркнуть, что эхолокацией летучие мыши в данном случае не пользуются: мухи сами служат источником звука. Удивительно здесь не только то, что ночницы научились различать характерные звуки мушиной свадьбы, но и то, как они ухитряются запомнить место, откуда доносилось жужжание, и точно прилететь к добыче, даже когда та умолкла. По-видимому, мыши прекрасно ориентируются в пространстве и без эхолота.
Риторический вопрос к природе в целом: почему самцы мух продолжают исполнять свои серенады? Их спаривание не происходит без этого характерного звукового сигнала, и, как полагают исследователи, такое жужжание позволяет самке оценить стати самца, его годность к продолжению рода. Так что самцу приходится рассчитывать исключительно на везение: если он пренебрежёт брачной серенадой, то потеряет вообще всякий шанс передать свои гены следующему поколению.