"Союз ТМА-13М" доставил на МКС новый интернациональный экипаж вместе с жирафом

Космонавты уже открыли люки космического корабля и перешли на борт станции

Экипаж экспедиции в составе командира корабля, космонавта Роскосмоса Максима Сураева, бортинженеров — астронавтов Рида Вайзмана (NASA ) и Александра Герста (Европейское космическое агентство) чувствует себя хорошо. Они пробудут на орбите 167 суток - за это время они должны по плану принять три американских транспортных корабля Dragon и Cygnus, два российских "Прогресса" и европейский ATV-5.

Космонавты уже открыли люки космического корабля и перешли на борт станции
фото: ru.wikipedia.org

28 мая в 5.44 российский пилотируемый космический корабль "Союз ТМА-13М" с тремя космонавтами на борту пристыковался к малому исследовательскому модулю "Рассвет" Международной космической станции (МКС) через шесть часов после старта с космодрома Байконур, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-службу Роскосмоса.

На борту "Союза ТМА-13М" на станцию прибыл экипаж очередной 40/41-й экспедиции в составе российского космонавта Максима Сураева, астронавта NASA Рида Вайзмана и европейского астронавта Александра Герста, сообщает пресс-служба ЦУПа. На МКС их встретили российские космонавты Олег Артемьев и Александр Скворцов, а также американский астронавт Стивен Свонсон.

За время вахты, которая продлится167 суток, экипаж экспедиции предстоит выполнить обширную программу научно-прикладных исследований и экспериментов, в том числе провести работы по прогнозированию наземных природных и техногенных катастроф, сделать бортовую видео- и фотосъемку, провести работы с транспортными грузовыми кораблями серии "Прогресс", а также пристыковать три американских транспортных корабля Dragon и Cygnus, два российских "Прогресса" и европейский ATV-5. При этом Вайзман и Герст должны дважды совершить выход в открытый космос, а Сураев будет работать за бортом МКС лишь единожды в октябре. Стоит отметить, что командир "Союза" Максим Сураев уже совершал один полет на МКС в 2009 году, а астронавты Рид Вайзман и Александер Герст летят в космос первый раз.

О наступлении невесомости на этот раз космонавтов "известил" талисман корабля — плюшевый жираф по имени Джирафети, который всплыл под потолок отсека. Сами космонавты не успели прочувствовать состояние невесомости - на МКС его отправили по новой, укороченной схеме (всего 6 часов полета вместо прежних двух суток). Это стало возможным благодаря новым бортовым системам. Впервые такую схему опробовали в марте прошлого года, а до этого обкатали на грузовых кораблях "Прогресс". Затем пилотируемые "Союзы" (номера 09, 10 и 11) доставляли космонавтов на МКС также по укороченной схеме. Однако во время предыдущего пилотируемого запуска, в марте этого года, "Союз ТМА-12М" летел к орбитальной станции по стандартной схеме, в течение двух суток.

Напомним, первая "быстрая" схема сближения космических аппаратов в СССР была произведена в 1968 году за 47 минут. В практике пилотируемых полетов рекордсменами по времени сближения (за 94 минуты) считаются американцы, осуществившие это в 1966 году. Первый грузовой корабль был отправлен по скоростной траектории 1 августа 2012 года, за ним — еще три. После того, как специалисты убедились в безопасности такой схемы, решено было готовить к ней космонавтов.

"Это все равно, что долететь до Нью-Йорка не за 9 часов, а за один", - пояснил ранее "МК" замначальника лётно-испытательного отдела РКК "Энергия" Марк Серов, сравнивая новую схему пилотируемого полета. Как говорят специалисты-баллистики корпорации, кроме удобства для самих покорителей небес, эта схема приносит большую экономию топлива — по 20 кг при запуске каждого корабля (если умножить 20 кг на 6 грузовых кораблей и 4 "Союза", то получается 200 кг экономии в год).