Ученые не обнаружили полезных микроорганизмов в популярных марках йогуртов

Последние исследования показали, что «здоровым» кисломолочный продукт назвать трудно

Слово «йогурт», когда-то совершенно неизвестное рядовому гражданину, теперь прочно вошло в нашу жизнь. С экранов телевизоров нас призывают есть их здоровья ради: чтобы чувствовать легкость, чтобы укреплять иммунитет, чтобы «животик улыбался». Но так ли полезен этот продукт или то, что продают под названием «йогурт»?

Последние исследования показали, что «здоровым» кисломолочный продукт назвать трудно

Итоги двух исследований (защитников прав потребителей и ученых) заставляют в этом серьезно усомниться. Первое показало, что в семи образцах закупленных в наших магазинах йогуртов нет ни грамма полезных веществ. Второе — и того круче — выявило, что содержащиеся в йогуртах вещества могут вызывать немотивированную радость и возбуждение, благодаря чему их хочется покупать вновь и вновь.

— Польза йогуртов сильно преувеличена, — уверен Андрей Мосов, врач и руководитель экспертного направления НП «Росконтроль», по инициативе которого была проведена проверка семи популярных торговых марок «вязких» непитьевых йогуртов. Все без исключения (!) образцы попали в «черный список». В 6 йогуртах из 7 количество полезных молочнокислых бактерий оказалось в 100 раз (!) меньше заявленного производителем на упаковке. Только в одном йогурте таких бактерий нашли достаточно, зато в него явно «пересыпали» сахара — почти 14%, хотя на этикетке указано гораздо меньше. В одной порции такого йогурта — целых 3 чайные ложки сахара. Это — больше половины рекомендованной ВОЗ дневной нормы. А для больных диабетом это может быть даже опасно.

— Все производители обещают, что йогурты улучшают обмен веществ и нормализуют микрофлору кишечника. Это просто маркетинговый ход. Полезных молочнокислых бактерий в большинстве йогуртов совсем мало, а количество сахара — неприемлемое с точки зрения здорового питания. Если хотите действительно полезный продукт — выберите лучше кефир, ряженку или простоквашу, — говорит Андрей Мосов.

Кстати, это уже далеко не первая проверка популярного продукта в Москве. Несколько лет назад, к примеру, йогурты проверяли экологи. И обнаружили в ряде марок существенное превышение нормы плесени и дрожжей (в одном образце, к примеру, дрожжей было в 300 раз больше нормы). Это чревато дисбактериозом, интоксикацией организма, нарушением обмена веществ, общим снижением иммунитета... Кроме того, эксперты выявили несоответствия продуктов заявленному на этикетке качеству. Кое-где обнаружилась явная недостача (в 10 раз меньше нормы) молочнокислых бактерий. «Мы потом даже судились с одной компанией, которая не признавала итоги нашей проверки, — в их йогурте не нашлось ровным счетом ничего полезного, — вспоминает ученый-биолог из Института биологии развития им. Н.К.Кольцова РАН Александр Баранов. — Суд мы выиграли, фирму оштрафовали, но все остается по-прежнему. Недавно коллеги из Костромы проверяли в лаборатории другой популярный йогурт — оказалось, полезных бактерий в нем нет ни одной — только подкрашенная водичка и фрукты для вкуса! Йогуртом это назвать нельзя. А фирма заявляет в рекламе, что их продукт полезен для здоровья!»

Зато, по словам Александра Баранова, посторонние микроорганизмы в йогуртах встречаются куда чаще — из-за несоблюдения технологий производства. Нельзя не учитывать и тот факт, что желудки русских людей к йогуртам вообще непривычны: их делают на основе болгарской палочки, тогда как в наших традициях производить кисломолочные продукты на основе грибковой закваски.

Впрочем, это еще далеко не все проблемы, которые могут поджидать любителей йогуртов и ряда других кисломолочных продуктов, обогащенных бактериями для улучшения микрофлоры кишечника. Российские ученые заявляют: то, что с помощью таких микроорганизмов можно управлять поведением людей, — отнюдь не миф. Это доказано рядом исследований. Ученые предполагают, что некоторые продукты микробной ферментации молока (йогурты, кефир, кумыс, творог и пр.) могут вызывать квазинаркотическую зависимость. Чем, возможно, уже пользуются производители, добавляя в свою продукцию микроорганизмы, например, вызывающие желание покупать лишь эту марку из раза в раз. Ведь некоторые микроорганизмы, содержащиеся в молочных продуктах, выделяют вещества — нейромедиаторы, прямо влияющие на наш мозг.

В докладе профессора кафедры общей экологии биофака МГУ им. Ломоносова Александра Олескина на международном конгрессе «Экология мозга» говорится, что исследования выявили в двух йогуртах и одной марке молока, продающихся у нас, бактериальные продукты, способные вызывать как возбуждение, так и немотивированную радость. «Бактерии, используемые в качестве заквасок для молочных продуктов или для изготовления лекарственных препаратов (пробиотиков), выделяют нейрохимические вещества, регулирующие деятельность нашего мозга. Например, в состав ряда пробиотиков входит кишечная палочка. Выделяемое ее культурой вещество под названием ДОФА легко проникает из кишечника в кровоток, а оттуда в мозг и превращается в дофамин (он способствует повышению настроения, сподвигает людей к наполеоновским планам, вызывает повышенную коммуникабельность и гиперсексуальность) и норадреналин (способствует рискованному поведению при ответе организма на различные стрессы)», — рассказывает профессор Олескин.

Ученые исследовали не только молочнокислые и пробиотические бактерии, но и более вредные для человека бактериальные виды. Некоторые из таких бактерий выделяют не только ДОФА и другие соединения, но также токсины, вызывающие диарею и рвоту, — это, в частности, портящая многие пищевые продукты Bacillus cereus. «Так что одна и та же бактерия может принести нам и физические неудобства, и ощущение беспричинного счастья — эйфории», — говорит Александр Олескин.

В беспричинной радости, казалось бы, нет ничего плохого. Но точно так же с помощью микроорганизмов можно мотивировать людей на агрессию; можно делать из них как лидеров, так и подчиненных. «Сегодня продукты легко могут превратиться в биологическое оружие, — говорит ученый. — Питание может воздействовать на социальное поведение и даже политическую деятельность — все зависит от микробов, которые мы получаем с пищей». Можно развивать в людях агрессию, боевой настрой, революционные настроения. Ученые не исключают, что даже события на Украине могли явиться следствием микробиологического терроризма. «Микроорганизмы, чьи нейрохимические продукты изменяют активность людей, делают их более возбудимыми и тем самым способствуют революционным настроениям, могли добавлять в напитки, воду, продукты питания. Спецслужбы занимаются исследованиями в этой области и наверняка пробуют применять их на практике», — не исключают наши биологи.

— Возможно, термин «биотерроризм» звучит страшно, но тем не менее на агрессивность, раздражительность, спокойствие и другие психологические состояния человека через питание можно повлиять, — уверен профессор, руководитель проекта «Экология мозга» Андрей Данилов. — К сожалению, сегодня люди приучены к еде, которая снимает стресс, седатирует. Нельзя сказать, что люди что-то съедят и пойдут нападать на Украину, но перепады настроения, повышение тревоги могут быть действием еды. Еще дело в ее количестве. Одна чашка кофе делает нас бодрыми, а десять чашек сделают нас раздражительными, усталыми и толстыми.

Тем временем главный научный сотрудник ФБУН Московского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского Борис Шендеров считает, что о возможности влиять на поведение людей через добавление микроорганизмов в пищу пока можно говорить лишь теоретически: «Влияние микробных веществ на поведение доказано пока лишь на животных и на насекомых. Например, есть специальные добавки, которые заставляют саранчу сбиваться в кучу, чтобы ее легче было уничтожать. По людям научные публикации на сей счет пока отсутствуют. И кроме традиционного примера, что с помощью алкоголя нацию спаивают, других данных о массовом применении пищи для изменения поведения людей нет».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26546 от 11 июня 2014

Заголовок в газете: Все йогурты одинаково бесполезны?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру