Генетики: образцы шерсти йети со всего света принадлежат известным животным

Йети, бигфут, снежный человек, сасквоч – всё это названия для таинственного человекообразного существа большого роста, покрытого густой шерстью и передвигающегося на двух ногах. Его видели в лесах и горах, в Гималаях, на Алтае и в Северной Америке, и, по рассказам очевидцев, он выглядит то ли как гигантская человекообразная обезьяна из гигантопитеков (которые вымерли ещё в миллион лет назад), то ли как гибрид неандертальца и денисовского человека, двух вымерших видов древних людей.

Генетики: образцы шерсти йети со всего света принадлежат известным животным
Предмет, выдаваемый за скальп снежного человека в одном из монастырей Непала.

Несмотря на колоссальное количество историй про снежного человека, наука им почти не занимается (не считая криптозоологии, научность которой вызывает большие сомнения). Обычно учёные отмахиваются от снежного человека как от обычной фальшивки, и на то у них есть все основания. Чего стоит, например, случай 2008 года, когда в очередном йети из штата Джорджия распознали рукотворную смесь опоссумов и гориллы. С другой стороны, поклонники снежного человека полагают, что среди фальшивок есть и «настоящие» образцы, и что серьёзная наука просто не уделяет этому вопросу должного внимания.

И вот Брайан Сайкс (Bryan Sykes) из Оксфорда вместе с коллегами из Швейцарии, Германии, Франции и США решили, наконец, закрыть вопрос о подлинности снежного человека, пишет www.nkj.ru. Для начала они собрали образцы шерсти, которые приписываются йети, – их оказалось числом 57. Образцы присылали как музеи, так и отдельные энтузиасты со всего мира, в том числе из России и Индии. Возраст образцов был самый разный, некоторые хранились уже 50 лет.

На первом этапе работы исследователи сразу отбросили то, что попросту не было шерстью, то есть всякие растительные и искусственные волокна. Оставшиеся 37 образцов подвергли генетическому анализу. Особая трудность состояла в том, что шерсть йети была сильно загрязнена обычной человеческой ДНК. (Причина загрязнения вполне понятна, образцы попросту захватали руками.) Анализировали не всю ДНК, а лишь ту, которая кодирует рибосомную РНК митохондрий – именно её часто используют для опознания биологических видов.

Семь образцов опять-таки пришлось отбросить, из них невозможно было получить достаточно ДНК для идентификации видовой принадлежности. Оставшиеся тридцать, как пишут авторы работы в Proceedings of the Royal Society B, принадлежали кому угодно, но только не «неизвестному человекообразному примату». Среди тех, чья шерсть проходила как шерсть йети, были коровы, лошади, еноты, люди, олени, койоты, дикобразы и даже чепрачный тапир – единственный из тапиров, обитающий в Азии. Два образца, впрочем, оказались довольно любопытны. В них нашли ДНК полярных медведей, однако образцы были родом из Бутана, причём один из них совершенно точно принадлежал настоящему медведю, убитому 40 лет назад. Возможно, нынешние гималайские медведи (или некоторые их популяции) имеют среди своих предков древних полярных медведей, которые потом здесь полностью исчезли. (Кстати говоря, люди, живущие в Гималаях, используют целых три слова для обозначения разных типов снежного человека, и одно обозначает заодно и медведя.) Кратко о результатах исследования пишет ScienceNOW.

Разумеется, не стоит полагать, что такие «образцы йети» есть результат преднамеренного мошенничества. Наша психология – штука сложная, и вера в мифическое существо способна сильно влиять на восприятие человека: нам и впрямь может показаться, что мы видели что-то такое, так что потом мы будем выдавать найденную на месте происшествия шерсть за доказательство существования йети. Что ж, в этом случае очень кстати оказываются новейшие методы генетического анализа; то, что результаты работы опубликовали в уважаемом научном журнале, добавляет им веса.

Впрочем, настоящих фанатов снежного человека вряд ли проймёшь молекулярной генетикой. Во-первых, некоторые образцы, как было сказано, остались без анализа ввиду их плохого состояния, «и может быть как раз они…» – ну и так далее. Во-вторых, и в-главных, для настоящего паранаучного фаната научные методы и уважаемые журналы не имеют никакого значения. Так что поиски йети, скорее всего, будут продолжаться.