Россия и Европа будут изучать Луну вместе, несмотря на санкции

«МК» узнал сенсационные подробности совместной программы

Европейское космическое агентство (ЕКА) получило одобрение своего совета министров на участие в российской лунной программе, предусматривающей до 2025 года отправку на земной спутник три главных миссии: «Луна-Глоб», «Луна-Ресурс» и «Луна-Грунт». Информация об этом появилась во вторник в журнале Nature. Это событие, несомненно порадовало наших ученых, поскольку европейское участие предусматривает не только научное сотрудничество по проекту, но и вклад европейцев в создание бортовой аппаратуры. Как выяснилось, несмотря на сложную политическую обстановку, ученые давно вели переговоры о возможном сотрудничестве. В конце концов европейцам удалось убедить своих министров в необходимости участия европейских стран в лунной программе. О том, как данное сотрудничество повлияет на нашу программу - в материале корреспондента «МК».

«МК» узнал сенсационные подробности совместной программы

Вопрос об участии европейцев в российской программе до последнего дня не обсуждался публично. Даже в меморандуме, подписанном недавно членами ЕКА, о лунных исследованиях говорилось без определенной конкретики. Видимо, ученые не особо надеялись на поддержку своей идеи министрами, которые еще в 2012 году зарубили их собственный проект лунного модуля.

Может быть в том отказе и был резон, - ЕКА предлагал посадку своего модуля в Южном полюсе Луны на очень короткое время, в пределах одного лунного дня. Существенных результатов достичь за такое короткое время было сложно. Российская миссия — совсем другое дело. В 2018 году она начнется с проекта «Луна-Глоб», предусматривающего посадку на Луну в окрестности южного полюса. В 2019 году, если все пойдет по плану, к естественному спутнику Земли должен стартовать беспилотный аппарат в рамках проекта «Луна-Ресурс» для подробного изучения поверхности Луны с полярной круговой орбиты и выбора наиболее привлекательного района для продолжения исследований. Второй аппарат проекта «Луна-Ресурс» предполагает уже посадку и исследование грунта и экзосферы Селены, чтобы следующая за ним миссия «Луна-Грунт» могла успешно взять пробы грунта с лунного полюса и доставить их на Землю. Вот в двух последних проектах ЕКА и хочет принять участие.

Судьбоносная встреча европейских ученых с министрами для определения политики ЕКА состоялась 2 декабря в Люксембурге. Аргументы, которые приводили на ней космические исследователи, могут послужить примером разговора ученых с политиками. «Было бы сумасшествием, если такое агентство, как ЕКА не будет частью лунных исследований», - приводит слова Беранже Уду, возглавляющей управление ЕКА по исследованию Луны, Nature. Европейцы, по их словам, не желают отставать от России, Китая и Японии, которые заявили о планах по колонизации Луны.

В итоге министры сдались и согласились на финансирование европейского участия в российской лунной программе. Деньги на изучение Луны будут поступать из общей суммы в 800 млн. евро, внесенных странами-членами ЕКА и предназначенных на международные космические исследования. Министерское решение, в принципе, означает, что ЕКА может начать финансировать усилия по применению европейских космических технологий технологий в российских лунных миссиях. Предварительная фаза оценивается в сумму до 50 млн. евро. Общая же цена вероятно, будет исчисляться в сотнях миллионов евро.

О том, на какую помощь рассчитывают от европейцев наши исследователи Луны, корреспонденту «МК» рассказал заведующий отделом «Ядерная планетология» Института космических исследований РАН Игорь МИТРОФАНОВ.

- Европейские коллеги правильно подчеркнули на встрече с министрами, что прошло уже около 40 лет с даты последней посадки на наш естественный спутник. Это была советская «Луна-24». Наши лунные станции «Луна 25 – 27» будут продолжать эту последовательность, и если к ней подключатся наши западные коллеги, мы будем очень рады сотрудничеству. Приоткрою вам некоторую до последнего времени закрытую информацию: у нас давно работают совместные рабочие группы по выработке совместных действий на Луне. Такая предварительная работа нужна для понимания того, каким может быть участие ЕКА в наших лунных проектах. В частности, мы обсуждаем с ЕКА возможность предоставления нам на время проведения полета своих наземных космических станций для обеспечения бесперебойной радиосвязи с нашими лунными зондами. Кроме того европейцы могут помочь нам своим ценным опытом в создании научных приборов, в частности тех, которые обеспечивают точную посадку. Подобные, если вы помните, использовались в миссии «Розетта» при посадке посадочного модуля на комету Чурюмова -Герасименко.

Игорь Митрофанов отметил особую важность российской лунной миссии: «Если нам удастся взять пробы лунного полярного грунта и доставить их на Землю, в наших руках окажется вещество не одной конкретной кометы, а целого множества комет, когда-либо атаковавших Луну. Ведь после каждого из таких столкновений комета испарялась и на лунном полюсе осаждался слой кометного льда. Летучие соединения, которые мы найдем на полярных шапках Луны, это и есть вещество различных комет. Мы можем составить целую хронологию кометных «бомбардировок» Луны и изучить химию, возможно органическую, этих небесных странников. В лунном экваториальном грунте, который возвращали на Землю астронавты «Аполлона» и наши советские станции, не было и намека на летучее кометное вещество».

Кстати, добыть уникальный лунный лед наши ученые планируют с глубины до 2-х метров. Не исключено, что в бурении могут принять участие и европейские установки. В любом случае, как заверил нас Игорь Митрофанов, европейские приборы на борту российских аппаратов ни в коем случае не будут конкурировать с нашими: «Мы уже договорились, что они будут разрабатывать то, что будет дополнять нашу аппаратуру и расширять возможности наших исследований».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26696 от 11 декабря 2014