Ученые измерили влажность Марса

Воды в атмосфере Красной планеты в тысячи раз меньше, чем на Земле

«Карту» распределения водяного пара в атмосфере Марса составили российские ученые из Института космических исследований (ИКИ) РАН и Московского физико-технического института (МФТИ) совместно с французскими и американскими коллегами.

Воды в атмосфере Красной планеты в тысячи раз меньше, чем на Земле
Фото: Служба информационной политики Роскосмоса

Как сообщили в ИКИ РАН, исследования длилось 10 земных лет и 5 марсианских (год на Марсе продолжается 1,88 земного). За это время сотрудники ИКИ и МФТИ Александр Трохимовский, Анна Федорова, Олег Кораблев, Александр Родин при участии коллег из французской лаборатории LATMOS и Центра NASA имени Годдарда проанализировали весь массив наблюдений водяного пара в атмосфере Марса, выполненный инфракрасным спектрометром, входящим в состав прибора SPICAM. Этот прибор, полное название которого звучит, как Spectroscopy for Investigation of Characteristics of the Atmosphere of Mars, был создан в ИКИ РАН еще для российского марсианского зонда «Марс-96», который был потерян из-за аварии ракеты-носителя.

Новую версию немного переработали и приспособили для полета на марсианском зонде Европейского космического агентства «Марс-Экспресс» (Mars Express). Он стартовал 2 июня 2003 года с космодрома Байконур с помощью российской ракеты-носителя «Союз», а уже в конце декабря 2003 года вышел на околомарсианскую орбиту и с тех пор успешно работает, собирая данные о планете и ее окрестностях.

Вот, что удалось узнать ученым за весь период исследования атмосферы Марса. На планете низкие температуры и низкое атмосферное давление, которые не позволяют воде существовать в жидком виде, в открытых водоемах, как на Земле. Однако на Марсе есть мощный слой вечной мерзлоты, большие запасы водяного льда сосредоточены в полярных шапках. Водяной пар есть и в атмосфере, хотя и в ничтожно малых по земным меркам количествах. Если весь объем воды в атмосфере распределить по поверхности планеты, то толщина водяного слоя не превысит 10–20 микрон, тогда как на Земле это значение в тысячи раз больше.

Данные эксперимента SPICAM позволили уточнить картину годового цикла колебаний концентрации водяного пара в атмосфере, который наблюдается в ходе марсианских миссий с конца 1970-х годов, а также проследить его изменчивость.

Содержание водяного пара в атмосфере достигает максимальных значений - 60-70 микрон в северных широтах во время летнего сезона. Летний максимум в южном полушарии значительно ниже — около 20 микрон. Ученые обнаружили также заметное — на 5–10 микрон — снижение концентрации водяного пара во время глобальной пылевой бури, которое, скорее всего, связано с изъятием паров воды из атмосферы за счет процессов адсорбции и конденсации на поверхности.