На плато Путорана нашли рыбу, похожую на предка людей

Палеонтологи обнаружили настоящее научное сокровище

Древняя рыба, чьи останки были найдены на плато Путорана советскими палеонтологами еще в 1972 году, является уникальным существом, которое одновременно обладает признаками хрящевых и костистых рыб и претендует на роль предка всех челюстных животных, в том числе и человека, заявляют британские палеонтологи в статье, опубликованной в журнале Nature.

Палеонтологи обнаружили настоящее научное сокровище
На фото: плато Путорана. (фото загружено пользователем Kosmos24)

"Эта окаменелость, чей возраст составляет 415 миллионов лет, дала нам заманчивую возможность заглянуть в "рыбное царство", когда современные группы позвоночных еще только начинали вставать на ноги в эволюционном смысле. Она рассказала нам, что предок всех челюстных животных, скорее всего, мало в чем укладывается в существующие сегодня представления об его облике", — поясняет Мэтт Фридман из Оксфордского университета (Великобритания), один из авторов "находки".

ФОТО

Фридман и его коллеги, Сэм Джильс и Мартин Бразо, из имперского колледжа Лондона, совершили это открытие совершенно случайно — по словам ученого, Бразо увидел необычную древнюю рыбу в онлайн-каталоге окаменелостей, куда ее добавили сотрудники Института геологии в Таллине, где хранились ее останки. Первоначально "двуликий янус", как окрестили сибирскую находку британские палеонтологи, считался обычной лучеперой рыбой, к числу которых принадлежат почти все современные обитатели морских и пресных вод, и относился к роду Dialipina.

Группа Фридмана усомнилась в справедливости этого утверждения. Британские ученые связались с эстонскими коллегами и смогли убедить их передать им окаменелость на повторный анализ, в ходе которого "янус" был всесторонне изучен при помощи специального высокоточного компьютерного томографа. Этот прибор позволил им восстановить трехмерную структуру черепа и костей рыбы и сравнить ее с другими известными нам жителями морей и океанов Земли, существовавшими во время Девонского периода, эпохи расцвета "рыбного царства".

Первые рыбы на Земле появились еще во время кембрийского периода, примерно 510 миллионов лет назад. Они не обладали челюстями и развитыми плавниками, которые были "изобретены" эволюцией лишь через 100 миллионов лет, в начале девона. Достаточно долгое время ученые считали, что первые челюстные рыбы были больше похожи на акул, чем на своих современных родичей, на что указывали останки так называемых колючкозубых рыб, однако сегодня эти гипотезы начинают подвергаться сомнению.

В пользу этого говорят и результаты анализа, проведенного Фридманом и его коллегами. Оказалось, что сибирская рыба, судя по структуре черепных костей, окружающих мозг, относится не к числу лучеперых, а хрящевых рыб, к числу которых принадлежат акулы и скаты. При этом другие черты ее анатомии, структура челюстей и некоторых костей делают ее практически неотличимой от костистых рыб, из-за чего авторы статьи и прозвали ее "двуликим янусом", или Janusiscus schultzei на языке палеонтологии.

Когда палеонтологи сравнили ее с другими рыбами девонского и силурского периода, они поняли, что перед ними находится потенциальное сокровище — составленное ими древо эволюции указало на то, что Janusiscus schultzei может быть одновременно предком всех челюстных рыб или его близким родичем, жившим примерно в ту же эпоху.

"Результаты нашего анализа с ног на голову переворачивают наши представления о том, что наши предки были похожи на хрящевых рыб — оказывается, что первые челюстные позвоночные были похожи на костистых рыб, по крайней мере снаружи, но при этом их череп закрывали большие костяные пластины. Получается, что они сочетали в себе те черты, которые сегодня ассоциируются с хрящевыми и костистыми рыбами. Обе эти группы приобрели прочие характерные черты своего облика и избавились от "чужих" признаков во время раздельной эволюции в последующие геологические эпохи", — добавляет Сэм Джильс.

В пользу этого, как утверждает палеонтолог, сегодня существует множество ископаемых свидетельств из самых разных уголков планеты. К примеру, в сентябре 2013 года в Китае были найдены останки рыбы Entelognathus primordialis, которая обитала в морях девона примерно в то же время, 419 миллионов лет назад, и которая тоже претендует на роль общего предка всех челюстных животных Земли. Это существо, как и "двуликий янус", тоже обладало "бронированным" черепом и некоторыми признаками хрящевых рыб.