Главный элексир молодости — это молодая кровь

Ученые Стендфордского университета начали клинические испытания по переливанию крови молодых людей больным старикам

Кровь молодых людей начали переливать в США старикам с целью их омоложения. Идеи продления молодости давно не дают покоя людям. Молодая кровь занимает в длинном перечне средств особое место. К ее помощи начали прибегать задолго до графа Дракулы. Так, еще в XV веке в Венгрии кровавыми ваннами прославилась графиня Элизабет Батори. По преданию, она массово убивала для своего занятия местных молодых крестьянок. Графиня верила, что принимая ванны из их крови, она продлевает свою молодость. И вот сейчас, в XXI веке ученые экспериментально доказали, что молодая кровь действительно способна омолаживать. Только не путем принятия ванн, а при переливании ее из молодого организма старому. Проведя целый ряд экспериментов на мышах, в сентябре этого года ученые Стэндфорского университете (Калифорния) приступили к испытаниям на людях. Статья об этом была опубликован на днях в журнале Nature.

Чтобы проверить, как факторы крови одного животного могут влиять на другого, специалисты провели эксперимент, просто-напросто сшив мышек между собой. В итоге их сосудистые системы превратились в одну, по примеру той, что существует у сиамских близнецов.

Соединив сердечно-сосудистые системы старой и молодой мышей, ученые зафиксировали удивительные результаты. В сердце, головном мозге, мышцах и во всех других тканях старой мыши после слияния с молодой словно произошло перерождение. Мыши в возрасте стали сильнее, умнее и здоровее. У них даже шерсть заблестела по-новому.

После этого, в лаборатории института стали срочно искать компоненты молодой крови, которые отвечают за такие удивительные изменения. В итоге в сентябре прошлого, 2014 года года, в Калифорнии прошли первые клинические испытания по переливанию компонентов молодой крови пожилым людям с болезнью Альцгеймера.

«Я думаю, что это и есть омоложение», - говорит Тони Висс-Корэй, невролог из Стэнфордского университета, который основал компанию, которая работает под девизом: "Мы перезапускаем часы старения». Многие из его коллег, более осторожны в своих таких высказываниях. "Мы не делаем нестареющих животных", - говорит Эми Вогерс, научный сотрудник Гарвардского университета в Кембридже, которая определила омолаживающий фактор для мышц в молодой крови. Она утверждает, что такие факторы не превращают старые ткани в молодые, а лишь помогают им восстанавливать повреждения. "Мы только восстанавливаем функции тканей», - говорит она. - Гарантии, что молодая кровь удлиняет жизнь, нет и не будет». Но что касается помощи пожилым людям, восстановления после операции или лечения старческих заболеваний, здесь шансы, по мнению Вогерс, есть.

С сентября 6 из 18 пациентов клиники, страдающие болезнью Альгеймера в возрасте от 50 лет и и старше стали получать плазму от мужчин в возрасте до 30 лет и моложе. Исследователи при этом сканируют мозг пациентов на предмет поиска изменений. Это первоначальное исследование завершится к концу года, после чего исследователи, возможно, приступят к тестированию молодой плазмы в лечении других видов деменций и возрастных изменений.

Риск данного эксперимента заключается в том, что активация стволовых клеток, которая наблюдается в старом организме, может привести к неконтролируемому размножению клеток и раку.

Справка «МК». В течение последних двух десятилетий исследователи выявили омолаживающие свойства диеты с ограниченной калорийностью, вещества ресвератрола (содержащегося в коже винограда), фермента теломеразы, который защищает целостность хромосом, и антибиотика рапамицина, содержащегося в почве. Только два из них - ограничение калорийности в пище и использование рапамицина - были признаны наиболее эффективными средствами, ликвидирующими последствия старения во многих типах тканей млекопитающих. Но даже это не превратило их в панацею от старения. Диета показывала противоречивые результаты у приматов, а рапамицин дал токсические побочные эффекты.

Комментарий заведующего лабораторией генетических основ клеточных технологий Института общей генетики РАН Сергея КИСЕЛЕВА:

- Эффект оздоровления организма при помощи переливания крови — давно доказанный факт. Если в организм человека поступает более чистая кровь, как это делается, к примеру, при деинтоксикации людей, страдающих алкоголизмом, он объективно начинает ощущать себя бодрее и моложе. Почему же у пожилого человека должен наблюдаться другой эффект при переливании более чистой крови от молодого человека? Даже не проводя никаких специальных исследований, мы знаем, что в такой крови имеются факторы роста клеток — цитокины. Только вот ведь в чем вопрос: как наладить поступление такой крови (или плазмы) в старый организм на постоянной основе? Ведь пока обновленная кровь циркулирует в организме, эффект — налицо, как только старая снова берет верх, процесс «омоложения» останавливается.