Динозавры могли питаться галлюциногенными грибами

Ученые обнаружили древнейший фрагмент травы, а на нем - паразитический грибок типа спорыньи

Прекрасно сохранившаяся янтарная окаменелость из Мьянмы скрывала самые ранние образцы травы из когда-либо обнаруженных - возрастом около 100 миллионов лет. А на траве был найден грибок, похожий на спорынью, который на протяжении тысячелетий "вторгался" в жизнь животных и людей.

Ученые обнаружили древнейший фрагмент травы, а на нем - паразитический грибок типа  спорыньи
Фото: Oregon State University.

Из лизергиновой кислоты, добываемой из спорыньи впоследствии был выделен ЛСД (в России — под запретом). И, по мнению ученых, найденную траву мог есть огромный зауропод. А ведь речь идет о психотропном грибе, который у других видов животных может вызывать различные ощущения вроде галлюцинаций, а также гангрену или судороги. Этот гриб мог сосуществовать с динозаврами в течение миллионов лет.

Отчет об анализе этих ископаемых остатков был опубликован в Интернете в журнале Palaeodiversity. Исследование проводили специалисты из Университета штата Орегон, Германии и Службы сельскохозяйственных исследований Министерства сельского хозяйства США.

"Похоже, спорынья была связана с животными и людьми почти всегда. И теперь мы знаем, что этот гриб буквально восходит к ранней эволюции трав", сказал Джордж Пойнар-младший, всемирно признанный эксперт по формам жизни, найденным в янтаре.

"Это важное открытие помогает нам понять хронологию развития травы, которая в настоящее время составляет основу продуктов питания человека в таких культурах, как кукуруза, рис и пшеница," сказал Пойнар. "Но это также показывает, что этот гриб-паразит, возможно, окружал жизнь живых существ так же долго в качестве токсина и природного галлюциногена".

"В моей голове отныне нет сомнений в том, что зауроподы могли питаться растениями, пораженными спорыньей, хотя мы не можем знать, какой именно эффект она оказывала на них".

Янтарь является древесным соком, который обтекал маленькие растения и животные формы, фоссилизируя их и превращая в полудрагоценный камень.

Гриб на траве, в настоящее время исчезнувший, был назван Palaeoclaviceps parasiticus. По мнению специалистов, он очень похож на грибок Claviceps, широко известный как спорынья. Ископаемое было взято из залежей янтаря в Мьянме, и датируется возратсом 97-110 миллионов лет (начало-середина мелового периода, когда на Земля еще доминировали динозавры и хвойные, а цветковые растения, травы и мелкие млекопитающие лишь начинали развиваться). Ископаемое является травянистым цветком, "попорченным" темным грибком.

Много позже в ходе эволюции, трава станет мощной формой жизни на Земле, создавая огромные прерии, питающие стада животных, и в конечном итоге обеспечивая одомашнивание животных и выращивание многих сельскохозяйственных культур. Появление сельскохозяйственных культур изменило развитие человеческой расы, и в настоящее время травы составляют около 20 процентов мировой растительности.

Исследователи также отметили в своем докладе, что "некоторые грибы имели большее историческое влияние на общество, нежели спорынья".

Некоторые травы имеют естественные защитные механизмы, а спорынья может быть одним из них, помогая отразить "атаку" травоядных. Именно эта специфика сегодня и является проблемой на пастбищных землях.

НА ФОТО - СПОРЫНЬЯ НА РЖИ

Спорынья или маточные рожки (Claviceps) - род грибов семейства спорыньёвых (Clavicipitaceae), который паразитирует на некоторых злаках, в том числе, на ржи и пшенице. Слово спорынья происходит от древнерусского спорыня — «изобилие, избыток» (от «спор» — избыток, прибыль, урожай, ср. слова спорый, спелый). Такое парадоксальное изменение значения, по мнению ученых, носило эвфемистический характер.