Чем грозит Земле черная дыра из адронного коллайдера

Ученые утверждают, что ее создание не приведет к концу света

Тайну темной материи и черных дыр намерены раскрыть ученые Большого адронного коллайдера. Предполагается, что установка в виде кольца диаметром в 27 километров на глубине 100 метров на границе Швейцарии и Франции, будет запущена вновь к маю этого года. В течение двух лет специалисты модернизировали ее, чтобы она могла выдать энергию, почти в два раза превышающую прежнюю. Зачем? К чему это может привести? Все это «МК» выяснил у заведующего отделом НИИ ядерной физики МГУ им. Ломоносова, доктора физико-математических наук Эдуарда БООСА.

Ученые утверждают, что ее создание не приведет к концу света
Фото опубликовано пользователем Lucas Taylor

- Итак, если в предыдущих экспериментах БАКа энергия столкновений частиц доходила до 7 и 8 ТэВ (тераэклетронвольт), то теперь в планах увеличение энергии до 13-14 ТэВ. Зачем?

- Поскольку бозон Хиггса (БХ) — элементарная частица, предсказанная в Стандартной модели (СМ), была найдена в предыдущих экспериментах БАКа, теперь перед учеными стоят новые задачи. (Стандартная модель физики элементарных частиц -это теория, которая объясняет существование частиц, составляющих атом и то, как они взаимодействуют, - Авт.) Во-первых, надо уточнить параметры бозона Хиггса, в частности, константы его взаимодействия с другими частицами. Во-вторых, надо попытаться обнаружить признаки темной материи, существование которой также предсказано.

- Это сможет дать увеличение энергии в БАКе?

Увеличение энергии приведет к росту вероятности рождения частицы — претенденты на роль частиц темной материи (Темная материя -это нейтральная материя, не испускающая электромагнитного излучения и не взаимодействующая с ним. Это свойство и делает невозможным её прямое наблюдение, - Авт.).

- Что они могут из себя представлять?

- Легчайшие нейтральные суперсимметричные частицы. Хотя по массе они могут быть больше, чем бозон Хиггса.

- Высказывалась также вероятность получения в коллайдере мини-черных дыр. Они не опасны для нас?

- Существует гипотеза, что кроме известных нам трех пространственных измерений (это известные из школьной программы x,y,z) и одного временного, есть еще и другие. Одним из следствий такой модели и могут быть мини-черные дыры.

- Их гипотетическое существование не противоречит Стандартной модели?

- Нет, если они очень маленькие и также быстро распадаются, подобно элементарным частицам.

- А если все-таки какая-нибудь выйдет из-под контроля, увеличится в размерах и не распадется?

- Я понимаю, о чем вы говорите. Вопрос безопасности при проведении таких экспериментов очень серьезно обсуждался командой ученых в CERN (Европейская организация ядерных исследований — Авт.). Специалисты представили научный ответ, который заключается в следующем. На Землю все время падают космические лучи, энергии некоторых гораздо больше, чем те, которые мы еще только хотим достичь в БАКе. За время существования Земли возможных столкновений космических протонов с земными ядрами частиц в миллион раз превысило все возможные столкновения в коллайдере. Если существуют мини-черные дыры, значит, они периодически рождаются и разрушаются над нашими головами. И если планета планета до сих пор цела, значит, этот процесс не опасен, и можно проводить исследования дальше.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26782 от 7 апреля 2015