На Солнце впервые зафиксирована смена времен года

Специалисты открыли, что на Солнце, как и на Земле, тоже существуют времена года

Смена сезонов может оказывать влияние на вспышки и прочие виды активности звезды, создающие так называемую космическую погоду. Изучение солнечных времен года поможет ученым лучше понять и климат земли, пояснил астрофизик из университета Монтаны в США, Роберт Лимон. Причиной «квазигодовых» изменений, похоже, являются смещения полос сильных магнитных полей, расположенных как в северном, так и в южном полушариях Светила.

Фото: dmitralex.ru.

В отличие от Земли, переживающий четыре времени за год, Солнце менять сезон лишь один раз за год. Смена сезонов происходит из-за взаимодействия магнитных полей глубоко внутри звезды, сообщает americaru.com. Эти магнитные полосы находятся и в южном, и северном полушарии Солнца. Когда они пересекаются, это влияет на частоту и мощность солнечных вспышек, солнечных выбросов и других видов солнечной активности, говорят исследователи. Иногда активность звезды замедляется. Такие капризы солнечной погоды могут нарушать работу спутников, средств связи и электросетей на Земле.

Последние 400 лет наблюдений за Солнцем свидетельствуют, что наше светило испытывает чередующиеся периоды роста и снижения активности, сменяющие друг друга с периодом примерно в 11 лет. В период роста активности на Солнце значительно чаще происходят вспышки, появляются "корональные дыры" — области с повышенной скоростью солнечного ветра — и выбросы плазмы, которые становятся причиной магнитных бурь на Земле.

Главным показателем уровня активности светила считается количество солнечных пятен — сравнительно темных и холодных областей, которые образуются там, где на "поверхность" звезды выходят "трубки" очень мощного магнитного поля. Пятна появляется чаще при максимумах активности, и значительно реже — при "спокойном" Солнце.

Скотт Макинтош из Национального Центра атмосферных исследований США в Боулдере и его коллеги раскрыли один из движущих факторов, дирижирующих этими 11-летними циклами, пытаясь найти причину того, почему пик числа вспышек на Солнце на несколько лет отстает от того периода времени, когда на поверхности светила наблюдается максимальное число пятен, передает ria.ru.

Для раскрытия причин этого феномена, который астрофизики называют "разрывом Гневышева" в честь советского пионера солнечных исследований Мстислава Гневышева, Макинтош и его коллеги проанализировали активность Солнца во время последнего цикла и проследили за изменениями в конфигурации и силе его магнитного поля.

В статье, которая опубликована в Nature Communications отмечается, что еще в 1940-х годах астроном Мстислав Гневышев наблюдал два пика солнечной активности во время одиннадцатилетнего цикла. Теперь же специалисты смогли объяснить их происхождение.

Изучая данные, собранные солнечными обсерваториями НАСА, авторы статьи обнаружили необычные "ленты" магнитного поля над поверхностью Солнца. Они возникали у полюсов светила и затем мигрировали в сторону от полюсов к экватору, где они встречались и уничтожали друг друга.

Ранее ученым было известно только об одиннадцатилетнем цикле солнечной активности. Активность нарастает 11 месяцев, а потом еще 11 месяцев снижается, что очень похоже на смену сезона дождей и сухого сезона на Земле, отмечает checheninfo.ru. Тахоклин — граница, находящаяся между радиационной и конвективной зоной. Вследствие этого магнитные поля двигаются от одной зоны к другой.

Зоны интенсивной активности возникают на светиле на северном и южном полушарии независимым образом. «Иногда они тянуться к поверхности от тахоклина». «Эти выбросы отвечают за 95 процентов мощных бурь и корональных выбросов массы», — утверждает ведущий автор изыскания Скотт Макинтош, слова которого цитирует «Независимый портал космонавтики».

Новое открытие позволит улучшить качество прогнозирования геомагнитных бурь на Земле, которые являются причинами нарушения связи, систем навигации космических кораблей, а также аварий в энергетических системах.

В ближайшее время Макинтош и его коллеги планируют создать компьютерную модель Солнца, которая бы учитывала существование "двойных" циклов активности и позволяла предсказывать наступление следующих периодов бурь и "штиля" на поверхности светила.