Гуманоиды уже читают новости на ТВ и играют в театре

«МК» встретился с японцем, создавшим свой роботоклон

19.05.2015 в 18:39, просмотров: 5442

Для Хироши Ишигуро жизнь в окружении человекоподобных роботов — это не будущее, а повседневная реальность: он отправляет своего клона читать лекции студентам, общается с секретаршей-роботом, проверяет любовную переписку в Твиттере подопечной манекенщицы из силикона и микросхем. Ученый уверен, что в перспективе каких-нибудь десяти лет персональными роботами-людьми сможет обзавестись практически любой житель земли, причем произойдет это очень резко, за 2–3 года, так же, как в свое время распространились смартфоны. О том, что сулит или чем чреват такой прогресс, «МК» побеседовал с «крестным отцом» новой электронно-силиконовой расы г-ном Ишигуро во время его визита в Москву, а заодно узнал о достижениях отечественной робототехники у российского эксперта.

Гуманоиды уже читают новости на ТВ и играют в театре
Каждый год Ишигуро создает 2—3 «человекоробота». Фото из личного архива.

— Сегодня эволюция человека продолжается двумя путями, — замечает ученый. — Во-первых, мы можем совершенствовать и изменять наши гены, а во-вторых, развивать наши технологии. Дома с центральным отоплением, реанимационные аппараты — это все тоже надо рассматривать как часть современного человека, потому что отсутствие некоторых из этих вещей представляет реальную угрозу нашему существованию. Создавая роботов, я стараюсь лучше понять человека. Многие наши традиционные представления о себе, как оказывается, очень условны. Например, мы говорим, что людей отличает сердечность, особая эмоциональность, но один из моих роботов играет в театре, и ему удается вызывать у зрителей не меньшее сопереживание, чем живым артистам.

Во взаимодействии с роботом мы можем активнее раскрывать собственные способности, расширять свое присутствие в мире. Последний робот, над которым я работал, — копия моей знакомой, очень состоятельной китаянки, главы исследовательской компании, но одновременно дама хотела бы сделать карьеру поп-певицы. Копия выглядит чуть моложе, и у нее есть все шансы стать звездой сцены. Некоторые спрашивают: какой в этом прок самой хозяйке? Она чувствует свою причастность к этой славе! То же самое могу сказать про свою копию — это часть меня. Илу другой пример. Был знаменитый японский комик, которого зрители запомнили на пике его творчества, он уже не может выходить и читать монологи, однако он жив для публики благодаря роботоклону — и что тогда считать более «реальным бытием»?!

— Как известно, любое научное достижение — палка о двух концах. Взять ту же ядерную энергетику. Каким вы видите самый оптимистичный и самый пессимистичный результат ваших трудов? Вдруг начнется роботорабство? Или люди будут создавать копии умерших родственников, непокорных возлюбленных?

— Я ученый, мною движет исследовательский интерес. Использование зависит от вас, от общества. Так же, как с Интернетом. До 60% трафика составляет порнотрафик, но сколько полезной информации мы черпаем из Сети?!

Позже, во время открытой лекции, изобретатель отметит, что его роботы могут применяться в качестве сиделок и медперсонала в больницах, сотрудников информбюро на вокзалах и в аэропортах, уже появились гуманоиды-консультанты в магазинах, телеведущие, артисты. «Географически Япония изолирована от европейских стран, у нас мало с кем можно попрактиковать английское произношение, роботы-преподаватели помогут в этом», — уточнил Ишигуро. Пристальное внимание к внешнему виду робота — чтобы это была не просто механическая машина, а именно аналог человека, — Ишигуро объясняет несколькими причинами. С точки зрения психологии такой «интерфейс», полагает ученый, должен вызывать у пользователей максимальное доверие и чувство комфорта (хотя пока многие, кто видел быстро моргающих девушек-роботов японца на Youtube, описывают свои ощущения как шок и «мурашки по коже»). Кроме того, внешняя идентичность — важное условие исследовательской работы. Пытаясь раскрыть тайны человека, Ишигуро пошел по пути его последовательного копирования: сначала облик, точное воспроизведение механических движений и мимики (уже шестой год в лаборатории ученого проводятся эксперименты, в результате которых робот на основе саморазвивающейся программы сможет сам сделать свои первые шаги, как ребенок, и бегать), наконец — развитие искусственного интеллекта, сознания.

За мимику роботов отвечают сотни механизмов. Фото из личного архива.

— Как сегодня выглядит процесс создания гуманоида, сколько занимает времени и сколько может стоить?

— Внешнюю оболочку мы создаем с помощью 3D-технологий (трехмерного копирования), видеомоделирования, используем силикон, стекло для глаз, настоящие волосы или парики. У роботов есть зубы, язык — все как положено. Тело — это механическая машина, работающая по принципу пневматического привода (части и механизмы приводятся в движение энергией сжатого воздуха). И, конечно, есть программная начинка. На одного робота сейчас тратится примерно 4–5 месяцев. Каждый год я делаю два-три гуманоида. Цена зависит от степени совершенства, количества мышц (как обычный легковой автомобиль или «Феррари») — от 100 тысяч до миллиона долларов. В нашей команде трудятся люди с медицинским образованием, инженеры, программисты.

— Когда вы находитесь в комнате, где есть только вы и ваши роботы, вы ощущаете, что вы один или с кем-то?

— Знаете, когда робот точь-в-точь напоминает человека, у вас возникает некий барьер, чтобы относиться к нему с той же легкостью, что к неодушевленному предмету, задевать, трогать. Поэтому — да, я чувствую, что рядом присутствует кто-то еще.

— Если мы начали с эволюции, возможен ли тот день, когда гуманоиды занесут человека в Красную книгу как вымирающий вид?

— По крайней мере в Японии это вполне вероятно, — с улыбкой отвечает ученый.

— И роботы станут размножаться?

— Они будут собирать новых членов общества на фабриках.

Самая свежая работа Ишигуро ­— копия его состоятельной знакомой из Китая. Искусственная дама готовится к карьере поп-звезды.

— Вас называют одним из ста гениев современности, вы это осознаете?

— Я простой человек, честно.

Между тем, как прокомментировала «МК» Анна Демидова, директор по развитию Бала роботов и Робостанции на ВДНХ, из-за нехватки инженерных кадров Россия значительно отстает от мировых лидеров. Рынок роботов находится в стране на начальной стадии, тем не менее появляется все больше энтузиастов-изобретателей в разных регионах, проводится международная олимпиада по робототехнике, и в целом растет интерес в обществе.

— Антропоморфных роботов в РФ не так много. На ВДНХ можно увидеть голову Пушкина, созданную руководителем зеленоградской лаборатории «Нейроботикс» Владимиром Конышевым: за мимику лица отвечают 16 моторчиков. Кроме того, есть робот с туловищем по имени Алиса. Кстати, любопытно, что в среде разработчиков появился специальный термин «Зловещая долина»: пока что чем больше робот похож на человека, тем больше это пугает зрителей. Также мы демонстрируем промороботов и роботов телеприсутствия, которых уже сегодня используют в сфере рекламы и образования. Например, R bot — роботы, ездящие на колесиках и напоминающие пингвинчиков, могут разговаривать и запоминать ответы посетителей — парочка таких экземпляров водит экскурсии по нашей выставке. Один аналогичный робот даже взят в штат московского вуза. В столичных клиниках помогают проводить операции четыре робота-хирурга «да Винчи», правда, иностранного производства.