Тайна происхождения европейцев привела ученых на Кавказ

Российские ученые выяснили, «откуда есть пошли» предки европейцев

Исследование 101 генома древних людей помогло понять картину миграций, благодаря которым еще в предшествующий римскому завоеванию Европы дописьменный период возникло евразийское население бронзового века. Наработанные российскими и зарубежными исследователями данные способствуют также пониманию континентального распространения индоевропейских языков.

Российские ученые выяснили, «откуда есть пошли» предки европейцев
Источники ДНК и их археологические культуры на карте Евразии. Схема: Nature

Исследователям удалось провести колоссальную работу, и их изыскание — лишь начало целого исследовательского эпоса. Свой отчет о масштабном изыскании специалисты поместили на страницах Nature. Российские ученые в составе международной группы осмыслили важный исторический вопрос, полагаясь на самоновейшие методы анализа геномов носителей древних культур по всей Европе.

Итак, самые первые неолитические культуры довольно неожиданно исчезли по причине пришествия и переселения новых племен, полагают эксперты.

Ученым удалось понять, что ныне живущие европейцы генетически роднее новым племенам канувшего в лету бронзового века, нежели еще более древним народам.

Предполагается, что что перемешивание генетической географии стартовало порядка пяти тысяч лет тому назад. Представители так называемой «ямной культуры» передвинулись из Понтийско-Кавказской степи в Центральную и Северную Европу. Остальные отправились на Запад Сибири. Находясь севернее они скрещивались с тамошними неолитическими племенами, создав, тем самым, так называемую археологическую «культуру боевых топоров», которая чисто генетически родственна живущим севернее от Альп нынешним жителям Европы.

По мнению исследователя Эске Вилерслевы, «люди «ямной культуры» занесли на евроконтинент навыки выплавки бронзы, новообразовавшиеся наречия, прогрессинвые на то время формы семьи, а также религию и разнообразные ритуалы захоронения.

С появлением «ямников» вырастали самые первые городские поселения. Их культура, допускают историки, носила высокотехнологичный характер. «Быть может, также они занесли и гены, которые вызывают кареглазость, белый цвет кожи и рослость», отмечает Вилерслева.

Немногим позже примерно 4 тысячи лет назад, на Кавказе «выпекалась» так называемая «синташтинская археологическая культура». Новейшие виды оружия и колесницы позволили синташтинцам начать весьма активную экспансию на европейские территории.

Затем уже 3800 лет тому назад восточнее Урала и Средней Азии жили люди «андроновской культуры», наделенные уже «европейским» ДНК.

И уже под занавес, по окончании бронзовой эры в среднеазиатские земли нахлынули племена с востока континента. И в этом случае ученым остается констатировать исчезновение европейских генов в тех местах.

Ученые считают, что вследствие крупномасштабных миграций населения возникли основные части современной демографической структуры в Европе и Азии.

По мнению экспертов, миграции «ранней бронзы» могли быть вероятным сценарием распространения индоевропейских языков, если, конечно, восстановленные археологические и исторические лингвистические данные верно интерпретированы.