Космонавтам не позволят сойти с орбиты

В линейке российских скафандров скоро появится надежный «спасатель» на кислородных двигателях

Представьте себя космонавтом: вы в открытом космосе: сверху и снизу – бездна. Как героиня Сандры Баллок в «Гравитации», вы ремонтируете какую-нибудь сложную систему на внешней стороне станции, как вдруг, забыв закрепить страховочный карабин, оказываетесь один на один с космосом. Сначала вас отделяет от станции миллиметр, потом два... Это на Земле миллиметры ничего не значат, а там, в невесомости преодолеть их невозможно. Человек может так и остаться летать в миллиметре от станции, если товарищи не изловчатся и не притянут обратно. Сотрудники Научно-производственного предприятия «Звезда» имени академика Г.И. Северина, где изготавливают все скафандры для космонавтов, решили исправить ситуацию и создать для наших покорителей звездных вершин современное средство спасения. Первым из журналистов с модернизированной «установкой спасения космонавтов» (УСК-М) во время испытаний ее прототипа познакомилась корреспондент «МК».

В линейке российских скафандров скоро появится надежный «спасатель»
на кислородных двигателях
«Мозг» будущего скафандра-спасателя «летает» на установке с воздушной подушкой.

Лаборатория, где проводится испытание, по идее должна имитировать невесомость, но ее заменяет специальное судно на воздушной подушке. На нем установлены различные приборы и датчики. Как поясняет конструктор космической техники Юрий Орлов, они и есть «мозг» будущей установки спасения, которая отрабатывает сейчас поиск цели ( в будущем - станции) и повороты.

В 1991 году мы уже отправляли на орбиту космический мотоцикл. Он назывался «Системой 21КС», которая работала в полуавтоматическом режиме. Управляли ею поочередно при выходе в открытый космос космонавты Александр Серебров и Александр Викторенко. На десятки метров они отлетали от станции, не боясь потеряться. Однако на том полете все и закончилось. Почему? Да потому что эти полеты имели статус испытательных, да и задач решаемых с помощью 21КС на тот период не стояло. Установка была громоздкой, а для использования ее предварительно надо было выталкивать через шлюз, потом выходить самому и пристыковываться. После 21КС появился облегченный вариант системы - «Сейфер», тоже с полуавтоматическим управлением. Его судьба также сложилась не удачно. Как раз, когда должны были проводиться его выведение на орбиту и испытания, случилась авария с «Колумбией» (американский шаттл), возникли проблемы с доставкой на МКС грузов, и эксперименты с «Сейфером» отложили до лучших времен.

Так получилось, что эти времена наконец наступили. Техника с тех пор шагнула далеко вперед, и конструкторы решили, что не будут повторять старое, а сделают совершенно новое, самое современное в мире средство спасения, слитое воедино с космическим скафандром.

- Каких же размеров будет этот скафандр, – спрашиваю я, – куда вы спрячете реактивные двигатели, за счет которых приводится в движение установка?

- Не волнуйтесь, - поясняет гендиректор НПП Сергей Поздняков. – Они теперь гораздо меньше, чем прежние, их можно установить непосредственно на кирасу (жесткий корпус скафандра). В отличие от старой системы, работающей от ручного управления, новая сможет сама определить, что космонавт отдалился от станции на опасное расстояние, тут же включит двигатели и вернет его на место. Мало того, система сможет определять направление движения космонавта, выбирать оптимальный путь его возвращения.

Это очень важно в моменты, когда человек находится в сильном стрессовом состоянии, если не без сознания. В такие минут даже имени многие вспомнить не могут, не говоря уже о ручном управлении средством спасения.

- А у американцев есть подобная система?

- У них есть система, но она именно на ручном управлении. Такого, как задумали мы, еще нет ни у кого.

- Когда вы сможете отправить ее на МКС?

-Если наша концепция будет принята, то надеюсь через несколько лет.

Создатели скафандров, как все представители российской научной среды, скромничают в оценке значимости и необходимости своей работы. Складывается ощущение, что их предложения не всегда и слышны наверху, там, где принимают важные решения о внедрении разработок. А между тем, современное спасательное средство в космосе жизненно необходимо. Тем более, что и прецедент отрыва от станции члена экипажа уже случился три года назад. Случилось это с россиянином на исходе шестого часа работы на внешней стороне МКС. Пристегивая один из карабинов, космонавт не убедился в его прочной фиксации и стал отстегивать второй. Одной рукой это сделать не получилось, он начал отцеплять карабин двумя руками... Отцепил и в этот момент понял, что начинает по инерции удаляться от своего космического дома. По словам специалистов, закончится это могло очень плохо, - в космическом вакууме невозможно, к примеру, как в воде, оттолкнуться и сделать обратно бросок к поручню. Если человек удалился от станции на расстояние больше вытянутой руки, он рискует навсегда остаться в космосе.

К счастью, нашего исследователя спас случай, - космонавт зацепился ногой за какой-то выступ. Представить страшно, что испытал он за короткий миг «полной свободы». А были бы за спиной кислородные двигатели, седых волос могло бы быть поменьше.

Выход в открытый космос: новое изобретение для космонавтов, работающих за пределами МКС