Москвичи открыли эффект, ведущий к спинтронным суперкомпьютерам будущего

Экспериментаторы из МГУ превратили золото в магнит и совершили шаг к спинтронике

Российские ученые смогли сделать едва ли не прорыв на пути к новой спиновой электронике. Отечественные новаторы открыли непредсказанный теоретической физикой явление. Оказалось, что практически несовместимая с магнитным полем сверхпроводимость способна при некоторых условиях активизировать его распространение. По словам исследователей, устройства, которые можно будет создать с учетом данного феномена, приблизят эру спинтронных суперкомпьютеров — вычислительных машин будущего. О своем важном открытии физики рассказывают в уважаемом издании «Nature Physics».

Пока что малопонятный эффект был открыт группой специалистов из НИИ ядерной физики имени Скобельцына и ученых из Великобритания.

Устройства сверхпроводящей спинтроники будут зависеть от меньших объемов энергии, чем нынешние устройства. Они будут меньше выделять тепла. То есть новая технология даст возможность конструировать более стабильные и экономичные ЭВМ, пояснила пресс-службе МГУ исследовательница из НИИ ядерной физики Наталья Пугач.

В современной нам микроэлектронике данные кодируются при помощи электрических зарядов, зато, по словам ученых, в спинтронике данные будут предоставляться спинами электрона (они могут быть направлены против или вдоль некой оси).

Основным препоном в создании вышеупомянутых ЭВМ можно считать то, что спин электронов и остальных заряженных частиц невероятно трудно удерживать под контролем.

Данное российско-британское изыскание демонстрирует, что сверхпроводник, вероятно, может подойти для транспортировки спинов, а ферромагнетики – для контроля над ними.

Пугач так объяснила простым читателям прессы суть эксперимента международной исследовательской группы: физики проводили опыты с устройствами под названием «сверхпроводящий спиновый вентиль»: это эдакие «сэндвичи» из нанослоёв ферромагнетика, сверхпроводника и прочих металлов. Экспериментаторы меняли направление намагниченности с целью управления током в сверхпроводнике.

В ходе опытов исследователи обстреливали образцы мюонами (подобиями электрона в двести раз тяжелее их) и смотрели на их рассеяние.

Специалисты таким путем хотели собрать сведения о том, как ведет себя намагниченность в самых разных слоях опытного образца.

Самое любопытное, что наблюдаемый феномен ранее не не был предсказан физикой.

Ученые пока что имеют некие гипотезы, а полноценных же объяснений у них пока нет.