Неандертальцы не давали Homo sapiens переселяться в Европу

В пещере в Китае найден древнейший человек современного типа

На юге Китая в Даосяне исследователи нашли десятки зубов человека современного типа. По мнению экспертов, зубам — не меньше 80 тысяч лет. Эти окаменелые останки способны радикально переписать теорию о том, как, куда и когда наш вид Homo sapiens переселялся, оставляя Африку. О результатах экспедиции в Поднебесную ученые рассказывают на страницах журнала и сайта «Nature».

В пещере в Китае найден древнейший человек современного типа
nature.com/S. Xing and X-J. Wu

ФОТО

В наши дни большинство ученых считают, что современный Homo sapiens «народился» на востоке Африки около 200 тысяч лет тому назад. Даты и «магистрали» распространения наших прапредков после африканского исхода — предмет многолетних дискуссий между специалистами и дилетантами.

Подавляющее мнение, что свои африканские стоянки люди оставили в период последнего межледникового периода. Кстати, в свете этого у «МК-Наука» возникает также вопрос могла ли Африка быть островом?

Археологические и генетические выводы указывают, что первая миграционная магистраль людей шла по условному «Нильскому коридору», и первая миграция произошла около 65-40 тысяч лет тому назад.

Однако, по другой версии, исследование останков самых первых австралийских аборигенов свидетельствует в пользу того, «людианство» вполне могло начать свой великий исход существенно ранее - 100-80 тысяч лет тому назад.

В согласии с этой гипотезой, наш с вами Homo sapiens, населявший Африканский Рог, преодолел пролив Баб-эль-Мандеб, встретившись с пониженным уровнем Красного моря. То есть все мы сегодня — потомки и родственники тех переселенцев.

Но новые находки в Китае немного меняют наши представления (ведь это наука, а не религиозный канон). Дело в том, что при раскопках в фуяньской пещере в провинции Хунань нашли сразу 47 зубов древнего человека. Зубы лежали под сталагмитами 80-тысячелетней давности (это показала ураново-ториевая датировка). Зубы были загерметизированы в кальцитовом полу пещеры.

Ученые предполагают, что этим зубам может быть не менее 125 тысяч лет.

С учетом удаления Африки от юга Китай можно допустить, что наш Homo sapiens бросил Африку где-то на 40-70 тысяч раньше, нежели многие ученые полагали по сей день.

Более того - животные останки, лежавшие возле фуяньских зубов характерны для позднего Плейстоцена (это не расходится с датировкой останков изотопным методом).

Была и неудавшаяся миграционная попытка, когда Homo sapiens пришел в Левант (Израиль) 125 тысяч лет назад.

По версии ученых, нашим древним предкам мешали распространяться и расселяться неандертальцы. В частности в туже Европу, говорят ученые.

Зубы из Китая могут помочь ответить на любопытный вопрос - почему человек современного типа «вошел» в Европу только спустя 40 тысяч лет.

В исследовании участвовали эксперты из университетского колледжа в Лондоне и из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии в Пекине.