Ткани мальчика из вечной мерзлоты Ямала привезены в Москву

Из кожи и мышц ископаемого человека, жившего в XIII веке нашей эры, впервые попытаются добыть ДНК

Российские ученые впервые в мире взяли пробы ДНК у древнего человека, найденного в вечной мерзлоте на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Анализ не плохо сохранившихся мягких тканей может дать больше информации, чем ученые получали раньше, исследуя ДНК из костных останков древних людей.

На фото: погребение 53 после снятия верхних перекрытий.

Как сообщили «МК» в Центре изучения Арктики (г.Салехард), захоронение ребенка лет 7-8 было обнаружено 2 июля этого года на территории археологического комплекса "Зеленый Яр" на Ямале. В пойменной части реки Полун они обнаружили берестяной кокон длиной 1,3 метра, шириной около 30 сантиметров. В коконе оказалось тело ребенка, обернутое в шкуру оленя и медные пластины от котла. Таким же образом были погребены и другие, ранее найденные в «Зеленом Яре» люди, из чего ученые сделали вывод об особом погребальном обряде народа, жившего в этой местности. Кстати, найденное еще в 2001 году тело взрослого мужчины уже не годится для взятия пробы ДНК, поскольку сразу после нахождения оно было отправлено в Москву для бальзамирования. Пропитанное всевозможными специфическими мазями, оно уже не представляет интереса для ученых. Тело древнего мужчины выставлено в Музее им. Шемановского в Салехарде. С трупом найденного в 2015 году мальчика решили поступить по-другому. Из столичного Института молекулярной генетики РАН в Салехард выехала группа генетиков, которая взяла пробу кожи с локтевой части руки мальчика и мягкие ткани из живота. На момент написания заметки генетики уже вернулись в Москва и высказали готовность как можно быстрее исследовать добытый биологический материал. По словам заведующего лабораторией молекулярной генетики наследственных болезней Петра Сломинского, это первый в мире случай, когда в руках генетиков оказались мягкие ткани древнего человека, сохранившиеся в вечной мерзлоте.

Если повезет, - ученые отыщут в тканях ДНК и расшифруют его, это прольет свет на историю заселения Ямала, особенности жизни его коренных жителей, предрасположенности к тем или иным заболеваниям. Кстати, о том, что найденное тело принадлежало мальчику, археологи поняли лишь по предметам, уложенным с умершим в берестяном коконе: это маленький топорик, лежавший у правого плеча ребенка, медно-бронзовая трубочка с фигуркой медведя на конце для подвешивания на одежду и серебряные височные кольца — деталь, которую носили мужчины того времени.

На фото: начало работ над погребением.

Пока в Москве будут изучать кожу и мышечную ткань древнего мальчика, его тело будет храниться в холодильной камере Музейно-выставочного комплекса в Салехарде.

На фото: погребение до вскрытия.
На фото: погребение 53 после снятия берестяного покрытия.
На фото: погребение 53. Бронзовый топорик и подвеска в форме медведя.
На фото: серебряное височное кольцо.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26965 от 17 ноября 2015