Названы кардинальные отличия мозга человека от мозга шимпанзе

Современной обезьяне трудно стать человеком

Основным отличающим качеством человеческого мозга от мозга у шимпанзе является то, что нервная система человека имеет более высокую пластичность и она легко поддается внешнему воздействию. Эта особенность дает возможность нам приноравливаться к новым условиям и научаться новым вещам. Подробнее об этом ученые рассказывают в издании «Proceedings of the National Academy of Sciences».

Современной обезьяне трудно стать человеком
Фото: dmitralex.ru.

По словам Аиды Гомез-Роблес из университета Джорджа Вашингтон, ученым удалось установить, что структура мозга шимпанзе заметно более жестко определяется генами, чем развитие мозга у людей. Такое положение вещей может свидетельствовать о том, что человеческаянервная система преимущественно складывается под воздействием внешней среды, причем вне всякой зависимости от генетических условий.

Исследователи, изучая структуру мозга у более чем 200 человек и аналогичного числа обезьян, которые были или близнецами-двойняшками (в случае с людьми), или же приходились близкими родственниками друг другу (в случае с шимпанзе).

Специалисты интересовались, насколько сильно мелкие различия в устройстве генов будут влиять на то, каким большим будет мозг и как он будет устроен. Для этого ученые получили томограммы мозга у всех участников эксперимента, и сопоставили их с тем, какими мутациями они обладали.

Выяснилось, что гены на самом деле сильно влияли на то, каким большим был мозг, что наблюдалось как среди людей, так и приматов. Причем для обезьян такая зависимость была слабее.

Схожим образом, гены определяли то, как работал и как был устроен мозг у шимпанзе, чего, однако, не наблюдалось среди однояйцевых и двуяйцевых близнецов.

Эксперты считают, это своеобразное расхождение возможно объяснить тем, что на развитие нашего мозга, формирование коры, мозжечка и других отделов нервной системы более всего влияют не гены, а среда нашего детства и проблемы в тот период жизни.

Пластичность мозга, как называют этот феномен нейрофизиологи, предположительно, давала возможность нашим предкам ловко привыкать к обитанию в новых уголках Земли и активно занимать новые экологические ниши в уже следующем поколении. Кроме того - осваивать культуру, писменность и приобретать новые знания.

Такое интересное свойство мозга людей вполне может быть связано и частично объясняться тем, что человеческие дети рождаются недоразвитыми – их мозг продолжает расти и меняться и после выхода из утробы матери. Генетик говорит, что на настоящий момент пока не ясно, что появилось первее – возможность гибкой "настройки" мозга или медленность развития.