Устойчивые к «антибиотику последней надежды» бактерии найдены в Великобритании

Это может привести к появлению «неуязвимых» микроорганизмов

Эксперты из Агентства по здоровью животных и растений, а также Департамента здравоохранения Великобритании обнаружили на трёх свинофермах страны и ряде образцов из своей базы бактерии с геном mcr-1, обеспечивающим устойчивость к колистину – препарату, который применяется, когда другие антибиотики не работают. Некоторые считают, что подобные находки знаменуют приближение «заката эры антибиотиков», в то время как многие учёные не склонны настолько драматизировать ситуацию.

Это может привести к появлению «неуязвимых» микроорганизмов

Впервые про устойчивые к колистину бактерии стало известно около месяца назад, когда специалисты сообщили об их обнаружении в Китае. Через некоторое время бактерии с геном mcr-1 были найдены в Дании, а затем в Нидерландах, Франции и Таиланде. Врачи Великобритания, несмотря на это, надеялись, что в их стране новый штамм будет обнаружен не менее чем через три года, однако проверки на животноводческих фермах показали, что столь оптимистичному прогнозу оправдаться не суждено.

Департамент здравоохранения Великобритании также проверил 24 тысячи образцов бактерий, собранных в период с 2012 по 2015 годы. В 15 из них, в том числе в сальмонелле и палочке Коха, был обнаружен ген mcr-1, передаёт «Би-Би-Си».

В 2012 году Всемирная организация здравоохранения отнесла колистин к препаратам, имеющим особую важность для здоровья человека. Однако во многих странах, особенно в Китай, его продолжали использовать в сельском хозяйстве, добавляя в корм для животных. Считается, что именно в Китае бактерии с геном mcr-1 появились изначально, и лишь потом этот ген стал распространяться по другим странам.

Представитель Университета Юты в Солт-Лейк-Сити Макото Джонс заявил, что обнаружение невосприимчивых к «антибиотику последней надежды» бактерий в разных странах – «плохая новость, но не конец света», сообщается на сайте журнала Nature.

Помимо колистина, существует ряд других антибиотиков, сопротивление к которым можно встретить у бактерий крайне редко, к тому же даже сопротивление порой можно преодолеть, повышая дозировку. Наконец, «гонка вооружений» инфекций и антибиотиков не заканчивается – в начале года, к примеру, был открыт новый антибиотик теиксобактин. Его клинические испытания ещё не начались, но многие эксперты возлагают на него большие надежды.