От мухи до Вселенной: 10 самых сомнительных исследований 2015 года

МК собрал самые неоднозначные научные открытия

Уходящий год многим запомнится, в том числе, яркими научными открытиями, сделанными в последнее время. В преддверии Нового года мы решили собрать те из них, которые вызывают не самую однозначную реакцию. Некоторые из приведённых ниже исследований, как может показаться, основаны на слишком смелых допущениях, другие – содержат, быть может, слишком далеко идущие выводы, а какие-то – просто вызывают растерянную улыбку.

МК собрал самые неоднозначные научные открытия

Идеальный бургер

В августе этого года учёный из Оксфорда Чарльз Мишель, изучающий пищу и вкусовое восприятие, предложил рецепт «Мультисенсорного безупречно сбалансированного бургера». Под словом «мультисенсорный» подразумевается, что идеальный бургер должен быть приятен для всех органов чувств, не ограничиваясь вкусом и обонянием. То есть, к примеру, мягкая булочка с зёрнами кунжута рассчитана на осязание, хрустящий жареный лук должен услаждать слух, а ярко-красный помидор – радовать глаз.

Экспериментальных данных, подтверждающих, что люди признали его бутерброд безупречным, учёный не предоставил.

Правильная сторона кровати

Пока Чарльз Мишель помогал человечеству получить максимальное наслаждение от принятия пищи, другие учёные (к слову, тоже британские), решили заняться не менее важным вопросом комфортного сна. Их исследование оказалось посвящено тому, с какой стороны кровати следует спать человеку. Опросив тысячу человек, учёные заявили, что те, кто спят с левой стороны, чаще любят свою работу и друзей, просыпаются в хорошем настроении и в целом смотрят на мир с оптимизмом. При этом на тех, кто спали на одной кровати вдвоём, эта тенденция распространялась в меньшей степени – для того, чтобы чувствовать оптимизм после сна, главным для них было, собственно, выспаться.

Насколько известно, такие данные, как расположение стен относительно кровати, в исследовании не учитывались.

О плюсах матершинников

Группа психологов из США, которая провела в этом году исследование среди студентов, выступила против устоявшегося мнения, что люди часто прибегают к нецензурным словам потому, что для выражения своих мыслей цензурных слов подобрать они попросту не могут. Как утверждается в исследовании, опубликованном в журнале Language Sciences, те молодые люди, которые оказались способны за 60 секунд вспомнить максимальное количество нецензурных слов, за это же время сумели, к примеру, придумать больше имён животных. То есть, утверждают исследователи, знание цензурных слов свидетельствует о широком словарном запасе, а не наоборот.

Впрочем, чёткой грани между знанием каких бы то ни было слов и их употреблением при необходимости и без оной в исследовании не проводится.

«Звёздные войны» как форма нарциссизма

Другие американские психологи решили не заступаться за любителей нецензурных слов, а обрушиться с критикой на любителей компьютерных игр, ролевиков, поклонников фильмов «Звёздные войны», а также фантастики и фэнтези в целом. Все эти люди, как показал анализ их личности, в большинстве своём отличаются нарциссическими наклонностями и высоким уровнем невротизма.

Что ж, во всяком случае, это не традиционные обвинения невинных любителей компьютерных игр в непомерной жестокости, а ролевиков – в склонности к оккультным практикам.

Зима близко

Любители фэнтези, тем временем, проводят собственные исследования. Американский ученый-материаловед Райан Конселл по заказу Американского химического общества выяснил, какой материал, существующий в реальности, был бы сходен по своим свойствам с валирийской сталью – вымышленного материала, из которого в книге «Игра престолов» и одноимённом фильме древние мастера ковали лучшие мечи в мире. Как оказалось, никакая реально существующая сталь этим требованиям не отвечает, и больше на роль «валирийской стали» подходят композиты на металлической матрице из металла и керамики.

Валирийцы не могли изготовить этот материал без современного оборудования, однако им на помощь, очевидно, пришла магия, заявляет учёный.

Второй закон роботехники

Специалисты Университета Тафтса в этом году не пытались объяснить с точки зрения физики и химии события книги в жанре фэнтези, зато попытались приблизить мир к тому, что описано в научной фантастике. Они заявили, что научили робота отказываться исполнять некоторые приказы человека, если того требуют обстоятельства. Основанием для отказа может стать физическая неспособность выполнения команды, а также отсутствие у конкретного человека полномочий дать тот или иной приказ.

Таким образом, если механизмы ведут себя именно так, как объясняют учёные, последние создали роботов, способных нарушить Второй закон роботехники Айзека Азимова.

До Большого взрыва

Учёный из Оксфорда Роджер Пенроуз недавно представил новые детали своей теории, которой, быть может, позавидовали бы многие писатели-фантасты. Согласно предположению исследователя, наша Вселенная развивается циклично, и каждый новый цикл начинается с Большого взрыва. Каждую новую «инкарнацию» Вселенной учёный называет эоном. В своём новом исследовании Пенроуз представил карту, с помощью которой можно узнать, в каких частях Вселенной во время прошлого эона существовали суперцивилизации, и какие сообщения они могли оставить нам. По предположению исследователя, эти сообщения «зашифрованы» с помощью реликтового излучения.

Ни один рецензируемый журнал, впрочем, данное исследование пока не опубликовал.

Курица – не птица

В середине года стало известно, что генетики из университетов Йеля и Гарварда смогли вывести куриный эмбрион с «головой динозавра». Заблокировав белки, ответственные за формирование клюва птицы, учёные получили эмбрион без клюва, но с зубами, характерными для динозавра.

Появиться на свет генетически изменённому цыплёнку, впрочем, не дали. Да и в целом, хотя эксперты признают, что эксперимент был интересен, говорить о «возрождении динозавров» пока преждевременно.

Шимпанзе-полиглоты

Группа учёных из Великобритания под руководством Стюарта Уотсона, представляющего Университет Йорка, не пыталась повернуть эволюцию животных вспять. Вместо этого зоологи хотели на примере обезьян проверить, так ли уникален венец эволюции – человек – как кажется. В результате они пришли к выводу, что шимпанзе способны «учить иностранные языки». Во всяком случае, когда взрослые обезьяны из одного зоопарка попадали в зоопарк другой страны, они, общаясь с «местной» группой, перенимали их обозначения для различных продуктов. К примеру, через три года после «переезда» для того, чтобы упомянуть яблоко, они использовали соответствующий крик, принятый на новом месте, а не тот, что знали с детства.

Как и в предыдущем случае, само по себе исследование достаточно интересно, но объявлять на его основании, что человек не является единственным живым существом, способным быть полиглотом, может быть некоторым преувеличением.

В голове у мухи

Не так давно стало известно, что нейробиологи из Северо-Западного университета в Иллинойсе сумели «прочесть мысли» мух. При помощи флуоресцентных молекул специалисты пометили в голове мухи нейроны, в результате чего каждая мысль насекомого оставляла след в виде светящегося белка, окрашенного в один из трёх цветов. В дальнейшем учёные могли поймать муху, изучить её мозг с помощью микроскопа и по светящимся белкам определить, что испытывала муха в течение часа – в частности, было ей тепло или холодно и какие запахи она испытывала.

Хотя телепатией в полном смысле слова назвать это, тем не менее трудно.