Археологические находки: война естественное состояние человека

В Кении найдены следы побоища, случившегося около 10 тыс лет назад

На днях кенийская военная база в Сомали подверглась нападению боевиков исламистской группировки «Шабаб». В момент нападения кенийские солдаты крепко спали, и это им дорого обошлось. Десятки воинов так и не открыли глаза. Как говорит член кенийского парламента Юсуф Хассан, «Это был шок. Мы не Бурунди, мы не Эфиопия, мы не Уганда. У нашей страны нет истории войн. Такого с нами никогда не случалось». Именно в это же время в лагуне на берегах озера Туркана в той же Кении экспедиция археологов пыталась доказать обратное. Она обнаружила следы побоища, которое произошло там, приблизительно 10.000 лет тому назад – еще до того как люди стали заниматься земледелием.

В Кении найдены следы побоища, случившегося около 10 тыс лет назад

По-видимому, одна группа охотников напала на другую группу и жестоко уничтожила ее. Об этом говорили разбитые черепа, говорили стрелы и копья в скелетах.

В прошлую среду журнал «Nature» опубликовал доклад ученых. В нем говорится, что из найденных 12 тел убитых 10 были со следами явного насилия. Кроме них были обнаружены тела еще 15 человек, погибших в той же схватке. Останки, найденные в северной Кении на берегу озера, говорят о жестокости расправы. Так у одного воина торчали две стрелы, пробившие его череп, а его колени были перебиты палицами. Была найдена женщина, беременная на шестом месяце, убитая ударом по голове и, возможно, связанная по рукам перед смертью.

Насилие всегда присутствовало в жизни людей. Но когда оно стало перерастать в войны? Этот вопрос горячо дебатируется в науке. Некоторые ученые утверждают, что война глубоко коренится в эволюции человека. В качестве доказательства они указывают на схватки между разными племенами шимпанзе. Другие подчеркивают влияние сложных и иерархических человеческих обществ и набеги на склады плодов земледелия.

Марта Миразон Лар и Роберт Фоли из Кэмбриджского университета и Института бассейна Туркана в столице Кении Найроби, а также группа других ученых, пришли к заключению, изложенному ими в «Nature»: находка у берегов озера Туркана свидетельствует о существовании войн между доисторическими охотничьими племенами.

С авторами соглашается Льюк Гловацки, гарвардский исследователь эволюционной биологии человека. Он говорит: «Такой находки, как эта, еще не бывало». Вместе с профессором биологической антропологии Гарварда Ричардом Рангхэмом Гловацки проследил эволюционные пути человеческих войн, присущие и шимпанзе. Это показывает, говорит он, «что войны возникли еще до изобретения земледелия».

Дуглас Фрей, профессор антропологии в Алабамском университете, тоже соглашается с авторами статьи в «Nature», что найденные ими останки напоминают бойню, но считает «забеганием далеко вперед» объявление этого побоища войной. Он пишет, что номадские племена вряд ли могли «делать войну». И вообще они уже были достаточно близки от оседлой жизни.

Доктор Фрей говорит: «Я хотел бы увидеть фортификации и деревни, построенные в оборонительных районах, хотел бы увидеть орудия войны и артистическое или символическое воплощение войны». Только при этом условии он согласен назвать кенийскую находку ученых войной. А как насчет ядерного оружия, доктор Фрей!

Первый из ученых, который наткнулся на останки, лежавшие прямо на поверхности, был Педро Эбейя из Института бассейна Туркана. Исследователи стали проверять эту большую площадь еще с 2009 года, богатую ископаемыми, остатками орудий, похожих на гарпуны, и некоторыми глиняными сосудами. Под конец рекогносцировки Эбейя сказал доктору Лар: «У меня есть кости для вас». Начались раскопки. Останки появлялись на свет божий один за другим. На них не было никаких следов заживления и захоронения. Они пали на поле боя и так остались лежать там десять тысячелетий.

Авторы доклада в «Nature» пишут, что нападение на местное племя могло быть рейдом за продовольствием или «просто» набегом одного племени на другое. Найденные сосуды говорили о том, что племена уже умели хранить продовольствие. Останки принадлежали взрослым и детям, младше шести лет. Ученые предполагают, что юношей нападавшие могли взять в полон.

Доктор Лар говорит, что допускает и такую гипотезу. Местное население стало быстро размножаться в те времена, создавая конфликт с соседями и пришельцами, искавшими «жизненное пространство». Таковы были условия, приведшие к столкновениям и войне, говорит она.

Итак люди воюют друг с другом, как минимум, десять тысяч лет, и весьма «преуспели» в этом (От шимпанзе до homo sapiens. От камней до ядерных бомб). Откровенно говоря, все это не внушает доверия, что с войнами можно покончить. недаром сейчас весь мир охвачен войнами. Даже тот клочек земли, где люди нашли «вещественные доказательства» своего многотысячелетнего безумства.