Степные мыши доказали ученым, что грызунам не чуждо сочувствие

За проявление этого чувства у них отвечает окситоцин

Несмотря на свой довольно примитивный для млекопитающего мозг, степные полёвки могут испытывать сочувствие и готовы утешать друг друга в трудную минуту. К таким выводам пришли биологи из Университета Эмори.

За проявление этого чувства у них отвечает окситоцин

В ходе эксперимента учёные помещали полёвку в помещение, где та находилась в одиночестве и время от времени получала слабый электрический разряд. После этого грызуна сажали в клетку с другой полёвкой. Если две особи были знакомы между собой, вторая подбегала к первой, начинала её вылизывать и расчёсывать её шерсть, причём делала это дольше и более тщательно, чем если их разлучали, но не подвергали дополнительному стрессу, передаёт Discovery.com.

Это первый случай, когда способность к эмпатии была обнаружена у грызунов, хотя ранее уже было известно, что человек — не единственное существо, испытывающее сочувствие. В 1979 году Франц де Ваал, принимающий участие и в нынешнем исследовании, выяснил, что сочувствие не чуждо шимпанзе. В дальнейшем это чувство было обнаружено, в том числе, у собак, слонов и ворон. Но все эти животные были умней полёвок.

При этом, как выяснили учёные, проявление эмпатии у грызунов зависело в первую очередь не от работы мозга, а от гормона окситоцина — те полёвки, у которых его выделение было заблокировано при помощи специального препарата, оставались безучастны к проблемам товарища.

Важность нового исследования учёные видят в том, что оно позволяет более чётко понять природу эмпатии как явления, зависящего во многом не от работы мозга, а именно от работы гормонов. Дальнейший анализ полученных данных, вероятно, позволит более эффективно помогать людям, испытывающим трудности при попытке понять эмоции окружающих, как, например, бывает при аутизме или шизофрении.