Проблему бедности авторы рассмотрели на основе данных социологических опросов, проведенных в 21 субъекте Российской Федерации, 112 поселениях и двух мегаполисах.
По их мнению, в 90-е годы бедность, затрагивая большинство семей, воспринималась как обыденное явление, а бедные казались жертвами неадекватной государственной политики. Еще десятилетие назад около 70% россиян относились к бедным слоям с сочувствием, жалостью, а порой – и с уважением. Однако, в «тучные нулевые» восприятие бедности стало постепенно меняться, и сегодня в современной России довольно отчетливо прослеживается ухудшение отношения к бедным. Более чем в полтора раза (с 51% до 36%) сократилось число относящихся к малоимущим сочувственно и почти вдвое (с 25% до 42%) выросла доля тех, кто относится к ним безразлично. Во многом это происходит по причине того, что в сознании среднестатистического россиянина бедность ассоциируется с пьянством, наркоманией и прочими пороками.
Отчетливо выраженное стремление быть «как все» и неготовность принять на себя роль живущего за «чертой бедности» все больше подталкивают российскую бедноту к демонстративному потреблению и бездумным тратам. Ради приобретения престижных вещей многие бедные экономят на покупке товаров первой необходимости, включая продукты, влезают в долги и т.п. Несмотря на то, что к приобретению статусных товаров более склонна молодежь, последствия подобных трат отражаются и на семьях их родителей.
Кроме того, социологи выделили такой феномен новой России как «работающие бедные». Сегодня, с сожалением признают авторы, наличие работы не гарантирует россиянам защиту от нужды.
При этом в отличие от стран Запада, где большинство бедных сконцентрировано в крупных городах, российские работающие бедняки проживают преимущественно в селах и малых городах, в которых рынок труда, как правило, находится в упадке.
Характерными признаками образа жизни бедных в России, как правило, является плохое питание, трудности в покупке новой одежды и обуви, жилищные проблемы, недоступность качественной медицинской помощи, отсутствие возможности получить хорошее образование и удовлетворить насущные потребности без долгов, невозможность провести свой досуг так, как хочется, и дать своим детям то, что имеют большинство их сверстников.
С большой долей вероятности бедность может настигнуть семью с большим числом иждивенцев, которая достигает критического уровня при соотношении иждивенцев и работающих 3:1. В зоне риска находятся семьи с несовершеннолетними детьми, а особенно тяжела ситуация в многодетных и неполных семьях.
Проблема сопровождается болезненной реакцией на социальное неравенство. Лишь менее 5% как бедных, так и не бедных россиян считают, что острых социальных неравенств в России сегодня нет. Подавляющее же большинство респондентов, независимо от уровня их доходов, признают серьезное расслоение в российском обществе. Более того, считают себя пострадавшими от него.
Проведенные опросы показали, что больше всего (61%) людей тревожит неравенство доходов, на втором месте (44%) – неравенство в доступе к медицинской помощи, третью позицию (36%) разделяют неравенство жилищных условий и неравенство в доступе к хорошим рабочим местам. Эти социальные неравенства, по мнению респондентов, негативно влияют не только на их жизнь, но и на все российское общество. Помимо этого, продолжают авторы доклада, в последние годы в России закрепляется новая форма социального неравенства – цифровое, возникшее вследствие недостаточно развитых компетенций в области информационных и коммуникационных технологий среди представителей беднейших слоев населения.
Большинство малоимущих предпочитают активному и разнообразному отдыху пассивный и малосодержательный. Самые популярные виды времяпрепровождения бедных – просмотр ТВ (69%), занятия домашним хозяйством и «просто отдых, расслабление» (54 и 51%). Причем не привлекают бедных и формы досуга, не требующие финансовых затрат. Этим категориям населения свойственны апатия, отсутствие инициативы, нежелание и неумение наращивать собственные профессиональные умения и навыки.
На основе проведенного исследования социологи делают вывод, что скорее можно прогнозировать привыкание бедных к выживанию, чем усиление в этой среде протестных настроений и участие в каких-либо оппозиционных массовых акциях.