Химики из МГУ написали "портрет" аллергии

Ученые получили точное изображение молекулы гистамина

Изучить строение молекулы гистамина — главного вещества, отвечающего за возникновение аллергической реакции, удалось специалистам химического факультета МГУ им. Ломоносова. Результаты этой работы были опубликованы в журнале Physical Chemistry Chemical Physics. Один из соавторов статьи, доктор химических наук Леонид Хайкин рассказал «МК», в чем суть исследования.

Ученые получили точное изображение молекулы гистамина

Воздействуя на несколько рецепторов на поверхности клетки, гистамин может «запустить» различные реакции: головную боль, сыпь, диарею. Современные лекарства против аллергии - антигистаминные препараты - конкурируют с гистамином за рецепторы, не давая ему приблизиться к клетке. Однако создатели препаратов до последнего времени искали пути блокировки гистамина эмпирическим путем, методом проб и ошибок нащупывая его слабые места. Теперь, по всей видимости, им будет проще блокировать гистамин, зная его геометрию.

- Неужели до вас никто не пытался получить «портрет» молекулы гистамина?

- В газовой фазе — никто. Особенность ее в том, что в этой фазе молекулы имеют очень слабые взаимодействия между собой, и мы можем видеть их базовую конфигурацию.

- При помощи какого прибора вам удалось рассмотреть молекулу?

- Это специальный прибор электронограф. В нем происходит рассеивание пучка быстрых электронов на струе пара изучаемого нами вещества в условиях высокого вакуума. Наш электронографический метод вообще уникален, никакой другой не может так успешно решать проблему структуры молекул в газовой фазе.

Основные конформеры гистамина C5H9N3 (синим обозначены атомы азота, черным – атомы углерода, cветло-серым – атомы водорода)

- И что же представляет собой «молекула аллергии»?

- Определенная координация взаимодействующих между собой атомов. В наиболее устойчивой форме их насчитывается 17.

Один из наиболее стабильных конформеров гистамина

- Что даст ваше открытие тем, кто борется с аллергией?

- Гистамин является регулятором многих физиологических процессов, но иногда выступает, как медиатор аллергических реакций. Знание конфигурации его молекулы позволит успешнее удалять его из организма, фармакологи быстрее найдут самый оптимальный механизм для этого. У них появилась возможность рассмотреть также механизм взаимодействия гистамина с другими веществами, с клетками организма, чтобы понять его отрицательную суть. При каких условиях он начинает свое пагубное воздействие? Какой стороной поворачивается молекула к клетке в момент контакта? Много всяких вопросов можно теперь будет решить благодаря нашей работе.

Электронограф