Появятся ли в Москве роботы-дворники

Эксперты рассказали, какие революционные технологии внедряют в городское хозяйство за границей и чем может ответить столица

25.02.2016 в 17:22, просмотров: 3302

Тротуары с подогревом, трансгенные мерцающие растения вместо фонарей, остановки общественного транспорта с климат-контролем — это уже не фантазии ученых и инженеров, а реальные разработки, которые внедрены в некоторых городах или находятся в экспериментальной стадии. К сожалению, в Москву новинки приходят иногда с опозданием на 5–10 лет. «МК» выбрал три захватывающих иностранных проекта по улучшению мегаполисов и узнал у экспертов об их российских аналогах и перспективах внедрения.

Появятся ли в Москве роботы-дворники
Отличным ноу-хау к чемпионату мира по футболу-2018 могли бы стать дроны-пылесосы, которые собирают мусор и очищают стадион после мероприятия.

Сообщество роботов-коммунальщиков

У них. Университет Лидса совместно с рядом других английских вузов, городским советом и Британской ассоциацией исследований инфраструктуры и городов (UKCRIC) занялся разработкой инновационной инфраструктуры, которая оценивается в 4,2 млн фунтов стерлингов и должна быть в основном реализована уже к 2035 году. Как сказано на сайте университета, речь идет о создании парка разнообразных мини-роботов-ремонтников, которые будут отслеживать проблемные места в ЖКХ и оперативно и компактно устранять неполадки, не создавая неудобств жителям. Перекопы городских улиц, шум и пыль должны остаться в прошлом, заявляют руководители проекта.

Исследователи сравнивают новую систему с иммунитетом человека, где роботам отводится роль защитников-лейкоцитов. Лидсу пророчат звание «первого в мире самовосстанавливающегося города». Предусмотрено три основных вида роботов. Так, дроны станут ухаживать за высотными зданиями и менять лампочки. Еще одни роботы — инспектировать и чинить трубопроводы. Третьи — патрулировать состояние дорожного покрытия и устранять выбоины. Роботы будут самостоятельно принимать решения, подзаряжать и ремонтировать друг друга при необходимости.

У нас. «Будущее, безусловно, за технологиями роботизации города, — заверил «МК» руководитель лаборатории интеллектуальной космической робототехники Сколтеха Дмитрий Тетерюков. — О первых проектах городских роботов я слышал еще в 2013 году, работая в Технологическом университете Тойохаши в Японии. Местные разработчики создали прототип интерактивной мусорки. Мусорные корзины на колесиках со встроенным микропроцессором, видеокамерой, громкоговорителем и различными датчиками распознавали, где есть скопление людей, и направлялись туда, а затем, обнаружив мусор, просили бросить его внутрь бака.

Уже сейчас у нас есть возможности построить прототип автономной снегоуборочной машины с сенсорами. Дроны могли бы дистанционно, с помощью лазерных дальномеров строить карты толщины снега и потом направлять «умные снегоуборщики» в наиболее заснеженные участки.

Буквально на днях мы с руководством обсуждали идею «умного стадиона» SmarTium. Это было бы отличное ноу-хау к чемпионату мира по футболу-2018: дроны с «электронным носом» обеспечивают безопасность, обследуя перед матчем места для зрителей на предмет следов взрывоопасных веществ; дроны-пылесосы собирают мусор и очищают стадион после мероприятия; также дроны контролируют высоту травы, направляя автономные газонокосилки. И за своевременный полив отвечает автоматика… Идеи и наработки у отечественных специалистов есть, но хотелось бы видеть больше интереса и поддержки со стороны Москвы для создания высокотехнологичного города».

Пока, увы, власти в роли тех же «роботов-лейкоцитов» предлагают выступать самим москвичам, которые могут сообщить о проблемах ЖКХ на городском портале.

Ключевую проблему британского проекта на данный момент Тетерюков видит в гарантиях безопасности: например, ветер может занести дроны на провода, применение электрических машин в трубах также чревато замыканиями. Именно поэтому, по мнению ученого, в ближайшей перспективе реальнее говорить о применении роботов не по всему городу, а на ограниченных пространствах, как в случае со стадионом до и после матча. «Но все равно англичане сделали хороший пиар-ход для привлечения средств, и за 20 лет они многого добьются», — признает собеседник.

Беспилотные автомобили и «умные дороги»

У них. Главные автопроизводители уже несколько лет сообщают о проведении испытаний самоуправляемых версий своих авто. Беспилотники ориентируются на дороге благодаря бортовому компьютеру и мощной сканирующей системе. Так, в самом известном проекте Google-беспилотника использовали лазерный дальномер на крыше, который создает подробную трехмерную карту пространства, радары на бамперах, измеряющие расстояние до препятствий, видеокамеру для обнаружения светофоров и движущихся предметов, датчик положения автомобиля на карте.

По мнению экспертов, в будущем беспилотники позволят эффективнее использовать дороги (например, сократить расстояние между машинами и организовать скоростные колонны); без «человеческого фактора» снизится аварийность и травматизм; воспользоваться автомобилем, как и смартфоном, сможет любой (не надо сдавать на права, сел и поехал). В ряде американских штатов, в частности в Неваде, уже приняты законы, разрешающие использование самоуправляемых авто.

Между тем в Великобритании, которую производители беспилотников рассматривают в числе ключевых заказчиков, стартовал проект по созданию интеллектуальной транспортной среды на базе 66-километровой дороги от Ковентри и Солихалла. Задача — с помощью технологий беспроводной связи наладить взаимодействие оснащенных передатчиками автомобилей и дорожной инфраструктуры (знаков, светофоров). На первом этапе обмен данными между машиной и «умной дорогой» улучшит ориентировку водителя, а в перспективе интеллектуальные машины должны по максимуму взять контроль на себя: например, тормозить, если резко затормозили впереди.

К проекту стоимостью 5,6 миллиона фунтов стерлингов привлечены университеты, автоконцерн, телекоммуникационные гиганты. Наряду с «коммуникационной» дорогой Соединенное Королевство обнародовало еще 7 проектов в сфере автономного транспорта общей суммой 20 млн фунтов. А всего, согласно информации на сайте правительства Великобритании, размер госфонда для исследований и разработок в области «интеллектуальной мобильности» составляет 100 млн фунтов. Подчеркивается, что развитие подобной инфраструктуры необходимо для сохранения глобальной конкурентоспособности Англии. По оценке экспертов, инновации способны принести в экономику страны около 51 млрд фунтов, спасти 2500 жизней и создать 320 000 рабочих мест.

Кстати, беспилотные авто будущего, скорее всего, будут электромобилями. Поэтому параллельно проводят испытания магистралей с электромагнитным полем для беспроводной подзарядки машин на ходу (под дорожным полотном закопаны кабели). Первые километры специальной дороги, проезжая по которой проходят зарядку автобусы, были представлены несколько лет назад в Южной Корее.

У нас. В 2015 году на высшем уровне был представлен проект дорожных карт по Национальной технологической инициативе (НТИ), которые предусматривают развитие ключевых высокотехнологичных рынков в стране. Отдельное направление НТИ — Autonet — посвящено именно беспилотным автомобилям и интеллектуальным транспортным системам. Хочется надеяться, что цель «достигнуть полной автономности автомобильного транспорта к 2035 году» с объемом рынка российских компаний в 10 026 млрд рублей не станет для РФ тем же, что обещания Хрущева жить при коммунизме. Тем более, стратегий по инновационному развитию за последние годы было написано немало. Авторы признают, что в настоящее время в стране нет специализированных полигонов для полноценных испытаний беспилотников, но уже в 2016–2018 гг. планируют запустить экспериментальный участок на трассе М11 Москва–Петербург.

Кстати, еще в 2011 году по поручению президента был составлен список имиджевых инновационных проектов РФ, куда, в частности, вошел проект «Инновационная дорога».

Длина российского шоссе будущего — всего 670 метров. То есть автомобиль может преодолеть этот путь примерно за 1 минуту, негусто для тестирования!

Воздушное такси

У них. В рамках недавней выставки электронной техники Consumer Electronics Show-2016 (CES) в Лас-Вегасе китайская компания Ehang представила прототип беспилотного воздушного такси будущего. Такси создано на базе 200-килограммового квадрокоптера длиной около пяти метров с закрытой кабиной и может вместить одного пассажира. В салоне нет никаких сложных приборных панелей, только планшет. После того как пользователь введет нужный ему адрес, все управление (взлет, посадку, облет препятствий) возьмут на себя автономные системы. Также возможен дистанционный контроль за беспилотником из диспетчерского центра. Максимальная скорость такси — 100 км/ч, предельная высота — 3,5 км. Квадрокоптер работает на электротяге и может за раз преодолевать 16 км или находиться в воздухе около 20 минут.

Тем временем в штате Невада создают первый коммерческий аэропорт для дронов — Эльдорадо-дронпорт, который сможет стать полигоном для различного использования дронов компаниями, а также частными лицами.

У нас. В рамках Национальной технологической инициативы также предусмотрено развитие рынка беспилотных летательных аппаратов (AeroNet) для перевозки товаров и грузов в гражданских целях (о пассажирах авторы не распространяются). Согласно документу технологически мы уже готовы к подобным перевозкам.

«В этом направлении Россия действительно могла бы быть конкурентоспособной, — считает Никита Родиченко, сооснователь «Цуру Роботикс», разрабатывающей системы управления для комплекса с малыми беспилотными летательными аппаратами. — Однако принятые в конце 2015 года законодательные изменения усложнили процедуру постановки на учет и эксплуатации летающих беспилотников, и это ставит будущее отрасли под удар».

Как пояснил «МК» Родиченко, до сих пор в РФ были интересные инженерные решения и компании, пробовавшие применять дроны для доставки грузов, но о коммерчески успешных историях речи еще не шло. «Во всяком случае, я о таких не слышал», — уточнил Родиченко.

Что касается беспилотного воздушного такси, подобные проекты, по мнению собеседника, пока несут слишком высокие риски: «Жизнь пассажира оказывается в полной зависимости от разработчиков, человек в салоне никак не может повлиять на ситуацию. Упомянутый китайский проект в этом смысле гораздо уязвимее модели волокоптера, представленного немцами пару лет назад. У Ehang всего четыре винта: если один из них откажет, велика вероятность аварии. У волокоптера E-volo их 18, есть возможность восстановить контроль над управлением при отказе одного или нескольких винтов».

В этом свете, считает Родиченко, даже интереснее выглядит идея летающей машины, сочетающей вертолетный и надежный самолетный режимы, известного российского дизайнера Владимира Пирожкова, который работал с мировыми автомобильными брендами, а также над нашим «Суперджет-100». Проект индивидуального летательного аппарата «Aero-G» (автомобиль-самолет с вертикальным взлетом) в 2013-м был представлен Меркель и Путину на Ганноверской промышленной выставке.