Астрономы уточнили орбиту таинственной «планеты X»

В этом им помогло изучение других космических тел

Группа учёных, представляющих Лабораторию планет и спутников Аризонского университета в США, представила свою версию того, по какой орбите может вращаться девятая планета Солнечной системы. Орбита эта пролегает дальше пояса Копейра, но именно небесные тела, расположенные в его пределах, позволяют лучше понять, где следует искать новую планету.

В этом им помогло изучение других космических тел

Пояс Копейра — область Солнечной системы от орбиты Нептуна (около 30 астрономических единиц от Солнца) до 55 астрономических единиц от Солнца. Одна астрономическая единица составляет среднее расстояние от нашего светила до Земли. О том, что за пределами пояса Копейра может находиться ранее неизвестная планета, стало известно после нашумевшей публикации сотрудников Калифорнийского технологического института Майкла Брауна и Константина Батыгина. Хотя пока существование планеты доказано лишь теоретически, и наблюдать её специалистам пока не удалось, она уже получила прозвище «планета X», и некоторые считают, что эта находка может стать «открытием десятилетия».

В новом исследовании Рену Малотра, Катрин Волк и Ксянью Вонг обратили внимание на пять крупных объектов из пояса Копейра: Sedna, 2010 GB174, 2004 VN112, 2012 VP113 и 2013 GP136. Эти небесные тела находятся в орбитальном резонансе, то есть периоды их орбит соотносятся как целые числа. То есть Sedna совершает пять полных обращений вокруг Солнца за то же время, за которое 2010 GB174 — два. В случае с Sedna и 2004 VN112 это соотношение составляет 3:1, для 2012 VP113 — 4:1, а для 2013 GP136 — 9:1. Специалисты считают, что в гравитационном взаимодействии с этими телами может находиться и гипотетическая девятая планета, причём Sedna находится с ней в обитальном резонансе 3:2, передаёт planetary.org.

Если подсчёты специалистов верны, планета вращается вокруг Солнца с периодом 17 117 лет — это согласуется с предыдущими более приблизительными оценками, согласно которым период вращение «планеты X» должен составлять от 10 до 20 тысяч лет.

Сами учёные подчёркивают, что, хотя их исследование и может служить очередным аргументом в пользу существования ещё одной планеты в Солнечной системе, окончательным доказательством подобного предположения их работу считать не следует. Статья специалистов размещена на сайте препринтов arxiv.org и пока не принята для публикации каким-либо научным журналом.