"Экзомарс" отмыли дочиста, чтобы не заразить красную планету смертельными бациллами

Как проходила дезинфекция, выяснил «МК»

Космический аппарат «ЭкзоМарс-2016», выведенный на межпланетную траекторию нашей ракетой-носителем «Протон-М», в ночь на вторник отделился от разгонного блока «Бриз-М» и начал самостоятельный полет к Марсу. Он везет на своих «плечах» малыша «Скиапарелли» - первый европейский марсианский посадочный модуль. Долгожданная встреча с Красной планетой по российско-европейской программе «ЭкзоМарс» намечена аж на середину октября 2016-го. И очень важно, чтобы прошла она дружественно, без причинения вреда друг другу. Мало кто знает, к каким мерам пришлось прибегнуть земным микробиологам, чтобы соблюсти все правила Планетарной защиты, а именно, сделать все, чтобы не допустить заражения Марса земными спорообразующими бактериями. О том, как отбивала у бацилл «Скиапарелли» целая армия ученых и сотрудников космодрома Байконур, «МК» рассказали в ГНЦ РФ - Институте медико-биологических проблем РАН (ИМБП РАН).

Как проходила дезинфекция, выяснил «МК»

Подготовка к встрече с европейским космическим аппаратом (КА) началась на космодроме Байконур в Казахстане за год до старта, в марте 2015 года. В помещениях, где должен был дожидаться полета марсианский путешественник, специалисты микробиологического отдела ИМБП РАН брали анализы, высевали штаммы микроорганизмов, в том числе и споровых бактерий, теоретически способных выжить в космическом полете, «присосавшись» к орбитальному аппарату TGO и посадочному модулю «Скиапарелли» (названного так в честь итальянского астронома Джованни Вирджинио Скиапарелли).

- В помещении, где до этого не проводилась дезинфекционная обработка, с точки зрения микробиологии было достаточно грязно — в ряде зон на одном квадратном метре площади здесь обнаруживалось до 106 колониеобразующих единиц микроорганизмов, - вспоминает ведущий научный сотрудник Института Елена ДЕШЕВАЯ.

Главной целью ученых было уничтожить спорообразующие бактерии рода Bacillus. Именно они способны выживать в экстремальных условиях, коим является и космической пространство. Чтобы выбрать, каким средством лучше погубить «лазутчиков», специалисты перепробовали 15 различных дезинфектантов, которые по данным производителя могут подавлять жизнеспособность разных микроорганизмов. Средство должно было быть «термоядерным» для самих спорообразующих бактерий, но в то же время PH-нейтральным, чтобы не навредить оборудованию и аппаратуре... В «финал» вышли два наших и одно импортное средство, из которых лучше всех все-таки оказался отечественный препарат.

Март 2015 г. Микробиологи ИМБП РАН Елена Дешевая и Николай Поликарпов в специальных стерильных комбинезонах с воздухозаборниками (приборами для отбора микробиологических проб воздуха) на Байконуре. Фото: предоставлено Еленой Дешевой

Европейцы, которые тоже приезжали на Байконур заранее, сначала просили прочистить в помещении, по площади равному четырем девятиэтажкам, все воздуховоды и заменить фильтры.

- Фильтров там оказалось порядка 800 штук, - поясняет Дешевая, - заменить их и прочистить воздуховоды не представлялось возможным без остановки работы на данной площадке космодрома почти на год. Потому был выбран альтернативный метод - «прожечь» перед приездом «важного гостя» помещение до самого потолка с помощью четырех мощных импульсных ксеноновых ультрафиолетовых установок, разработанных российскими специалистами. Их привезли из Москвы и включали, предварительно удалив из сборочного цеха всех работников. УФ-установки применяли до прибытия КА, в дальнейшем их уже не использовали, хватало дезинфекционной обработки. В результате ежедневной обработки вся наша кооперация, включавшая ФГУП «НПО им. С.А.Лавочкина», ФГУП "ЦЭНКИ", ФГУП "ГКНПЦ им.М.В. Хруничева" и нас – ГНЦ РФ-ИМБП РАН, достигла того, что в помещении вообще не было спорообразующих бактерий. Байконур такой чистоты еще не видел. Сотрудники ЦЭНКИ по разработанным и согласованным со всей нашей кооперацией инструкциям мыли полы и стены на высоту до 2,5 метров с применением дезинфектанта каждый день, начав за неделю до приезда европейской команды с космическим аппаратом.

Чистая палатка для «Скиапарелли» на Байконуре

А когда европейцы приехали 22 декабря, то сразу... спрятали от всех свои TGO и “Скиапарелли» в сооруженную в нашем подготовленном помещении стерильную палатку площадью около 25 кв. метров и никого, кроме своих сотрудников, туда не пускали. Да и те проникали туда через специальный шлюз. Уровень стерильности там был высочайший. В палатку через систему фильтров, полностью занимавшую одну стену, подавался чистейший воздух. И надо сказать, если бы не наша тщательная ежедневная уборка вокруг, то фильтры могли засориться там через несколько дней. Уровень чистоты внешнего помещения, за которое отвечала российская сторона, был на четыре порядка выше, чем для сборки аппаратов пилотируемого космоса.

Так ухаживали за посланником на Марс перед отправкой.

Кроме чистоты стен, полов и поверхности оборудования, микробиологи следили и за чистотой воздуха, которым обдувался аппарат для поддержания нормальной температуры уже после установки в головной обтекатель ракеты.

- Его первоначальное состояние нас не удовлетворило, - говорит Елена Андреевна. - Сотрудникам пришлось поменять фильтр в вагоне термостатирования, что позволило обеспечить микробиологическую чистоту воздушной струи.

Так будет проходить посадка на Марс модуля «Скиапарелли»

Что ж, подождем — увидим, как примет Марс чистый посадочный модуль. Данная «космическая» уборка — хорошая тренировка для российских специалистов перед вторым этапом проекта «ЭкзоМарса», который намечен на 2018 год. Однако здесь нас ждут несоизмеримо более сложные проблемы и реализация грандиозных мероприятий... Поскольку здесь уже будет осуществляться посадка на Марс российского десантного модуля, в состав которого входит оснащенная научной аппаратурой посадочная платформа, разрабатываемая полностью НПО им. С.А. Лавочкина, и европейский марсоход, то все работы по выполнению требований планетарной защиты будут уже в зоне ответственности, прежде всего, российских специалистов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27057 от 18 марта 2016